Методическая разработка занятия по джаз танцу
в хореографическом ансамбле
Автор: Зборовская Татьяна Георгиевна, педагог дополнительного образования МАОУ ЛИЦЕЙ ГОРОДА ТРОИЦКА, г. Москва, г. Троицк.
Описание материала. Предлагаемая методическая разработка по хореографии включает конспект учебного занятия по современному танцу. Разработка занятия предназначена для средней возрастной группы (8-10 лет). Разработка может быть применена педагогами – хореографами в образовательных программах, которых имеется направление современный танец (в образовательном процессе учреждений дополнительного образования, школ искусств и т.п.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Конспект занятия для обучающихся средней возрастной группы
Литература
Введение
Современный танец, построенный на естественных движениях, позволяет ребенку расширить свое сознание, ребенок ищет и экспериментирует с Телом, Мыслью и Чувствами в Пространстве и Времени.
Современный танец не только развлекает и иллюстрирует жизненные события, но и побуждает к эмоциональному переживанию. Современный танец является особым видом искусства, а не просто набором танцевальных движений и требует физической подготовленности.
Изучение современной хореографии (джаз танца, хип-хопа, брейка, танца модерн) занимает особое место в занятиях хореографического ансамбля «Запад»
Данный материал изучается в течение трех лет ; постепенно увеличивается количество учебных часов, усложняется содержание обучения, вводится новый репертуар.
Большое значение придаётся занятиям по современной хореографии, которые проходят в режиме нонстоп (безостановочном), то есть разучивание проходит в том же режиме, как и сама танцевальная связка или танец, это более интересно для детей и полезно для сердечно-легочной системы, впоследствии для нервной, респираторной, сердечнососудистой систем.
Танцевальное занятие в режиме нонстоп почти всегда состоит из одинаковых фактических частей, но продолжительность и вариант исполнения каждой части может меняться.
На занятиях могут варьироваться виды танцевальных элементов и связок, их продолжительность и интенсивность, количество повторений, продолжительность и характер отдыха.
Тренировочные нагрузки наращиваются постепенно. Постепенность увеличения нагрузок является гарантом развития тренированности. Принцип постепенности предусматривает необходимость наращивания величины нагрузки на организм на основе последовательной реализации усложняющихся двигательных заданий, планомерного увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок танцевальных связок различных направлений современной хореографии по мере роста функциональных возможностей организма. Каждый ребенок учится постоянно наблюдать за собственным организмом, анализирует его реакции на всевозможные нагрузки. Современный танец предоставляет детям неограниченные возможности для самовыражения.
Танец становится естественным продолжением человеческого движения, отражает характер исполнителя, а движение должно стать средством самовыражения человеческой души и раскрыть суть человека.
Данная методическая разработка знакомит с опытом работы по изучению элементов современной хореографии в ансамбле «Запад». Перед практическими постановочными занятиями обязательно проводится беседа о современном танце, подчеркивается, что является главным в изучаемом материале, выявляется характер танца. Обучающиеся должны правильно передавать особенности современного танца. Иначе исполнение будет формальным, неинтересным. Вместе с тем на занятиях большое внимание уделяется технике танца. Необходимо добиваться технического совершенствования каждого изучаемого движения, что достигается систематическими тренировками.
Предлагаемая методическая разработка основана на собственном педагогическом опыте автора – руководителя ансамбля «Запад» и может быть использована в системе дополнительного образования детей.
Конспект учебного занятия «Элементы джаз танца»
(средняя возрастная группа).
Тема занятия:
«Элементы джаз танца».
Возраст детей:
8 – 10 лет, группа второго года обучения.
Цель:
способствовать развитию музыкально-ритмических способностей детей посредством изучения элементов джаз танца.
Задачи занятия:
- формировать умение выполнять движения под музыку;
- закрепить порядок и правила выполнения движений партера;
- развить музыкально-ритмический слух;
- воспитать навыки работы в коллективе.
Тип занятия:
практическое занятие.
Форма организации занятия:
фронтальная.
Организационно-педагогическое обеспечение занятия
- Технические средства и оборудование:
аудиосистема, беспроводной микрофон, аудио нон стоп альбом.
- Предварительная подготовка.
С первых дней занятия проводились в определенной последовательности. В начале дети медленно изучали движения (вместе с педагогом), на каждом занятии добавлялись по 2-3 новых упражнения. Нагрузка на мышцы увеличивалась с каждой неделей, в соответствии с возрастными, физическими особенностями детей.
- Методы и приёмы:
- рассказ педагога;
- показ педагога;
- объяснение педагога;
- метод тренажа;
- показ детей;
- наглядные (показ движений учащимися).
Структура занятия:
- Организационная часть – 3 мин.
- поклон;
- сообщение темы занятия.
- Основная часть – 37 мин.
- разминка стоя;
- партер;
- движения по диагонали: прыжки, «шассе», шаг «марш» с движениями бедер;
- элементы джаз танца, соединенные в танцевальную связку.
- Заключительная часть – 5 мин.
- стретчинг (растяжка)
- поклон.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационная часть включает в себя настрой на занятие и поклон (приветствие) педагогу и гостям.
2. Основная часть.
Разминка начинается с упражнений для мышц шеи, плеч, корпуса. Повороты, наклоны головы, наклоны корпуса выполняются точно под музыку. Первые 2-3 раза исполнения упражнения дети выполняют под счет и показ педагога, затем самостоятельно, только под музыку. Этим проверяются знания детей о правилах и технике исполнения движений под музыку. Повторение джазовых позиций ног и рук. Повторение элементов «контракция», «релиз».
Партер начинается с упражнений на спине. Приняв исходное положение на ковриках, дети сначала при прямом положении спины вытягивают шею, высоко держат голову. За ними следуют упражнения для стоп («струночки», «топорики», «окошечки»), упражнения ногами (поочередное поднимание натянутых ног в медленном и быстром темпе). упражнения на укрепление позвоночника, упражнение «березка», упражнение на развитие эластичности и гибкости позвоночника «мостик».
Упражнения, выполняющиеся лежа на животе: поочередное поднимание и опускание натянутых ног, упражнение на развитие и укрепление мышц спины «лодочка», упражнение на развитие гибкости и эластичности позвоночника: перегибы корпуса назад; «волна», упражнение «кошечка» (стоя на четвереньках: поочередное поднимание и опускание натянутых ног).
Движения по диагонали: прыжки, «шассе», шаг «марш» с движениями бедер.
Элементы джаз танца, соединенные в танцевальную связку.
1 – 4 счета
Руки в 1(левая) и 2 (правая) – 1 счет.
Руки во 2(левая) и 1 (правая) – 2 счет.
Руки в 1(левая) и 2 (правая) – 3 счет.
Руки во 2(левая) и 1 (правая) – 4 счет.
Движение ногами на 4 счета: V шаг с правой ноги. Правая и левая нога во 2 позицию вперед на 1 и 2 счет, правая и левая нога в 6 позицию назад на 3 и 4 счет.
5 – 8 счета.
Руки в 1(левая) и 2 (правая) – 5. 6 счет.
Руки во 2(левая) и 1 (правая) – 7, 8 счет.
Движение ногами: касание правой стопой вперед по закрытой позиции ног (колени прямо) – 5, 6 счет, назад по закрытой позиции – 7, 8 счет.
9 – 16 счета.
9,10; 13,14 счет – руки, согнутые в локтях справа параллельно друг другу поднимаются и опускаются.
11,12; 15,16 счет – руки, согнутые в локтях слева параллельно друг другу поднимаются и опускаются.
Движения ногами: 2 позиция открытая, 9,10; 13,14 счет – подъем и опускание пятки правой ноги; 11,12; 15,16 счет – подъем и опускание пятки левой ноги.
17 – 32 счета.
Руки держатся на поясе, кроме 18, 24, 30 счета (там делается хлопок справа), 22, 26, 32 счета (там делается хлопок слева).
Движения ногами: выпад вправо правой ногой – 17 счет, касание пола носком левой ноги – 18 счет, поворот корпуса на шагах влево против часовой стрелки левой потом правой ногой – 19, 20 счет, выпад влево левой ногой – 21 счет, касание носком правой ноги – 22 счет, выпад вправо правой ногой – 23 счет, касание носком левой ноги - 24 счет, выпад влево левой ногой – 25 счет, касание носком правой ноги – 26 счет, поворот на шагах по часовой стрелке правой потом левой ногой – 27, 28 счет, выпад вправо правой ногой – 29 счет, касание носком левой ноги – 30 счет, выпад влево левой ногой – 31 счет, касание носком правой ноги – 32 счет. Все выпады и касания ногами происходят по открытой второй позиции.
По усмотрению преподавателя в данную связку могут быть добавлены движения бедрами.
3. Заключительная часть
Стретчинг (растяжка). Комплекс упражнений, позволяющих укрепить мышцы, улучшить координацию движений, стимулировать кровообращение, снять стресс и усталость. Безболезненно и безопасно растягиваются только правильно разогретые мышцы, поэтому стретчинг проводится в конце занятия. Упражнения стретчинга рассчитаны на медленный ритм и постепенное достижение результатов. Стретчинг начинается с общей растяжки, которая выполняется лежа на полу. Вслед за общей растяжкой приступают к растяжке позвоночника, затем к растяжке мышц ног.
Результативность: Для того, чтобы проверить усвоение материала, детям дается возможность самостоятельно, без помощи педагога, выполнить танцевальную связку ритмично, в соответствии с музыкой.
Педагог подводит итоги и благодарит обучающихся за трудолюбие и добросовестное отношение к занятиям.
Занятие заканчивается поклоном педагогу и гостям.
Литература
1. Современный танец. Методическая разработка для педагогов школ искусств. Челябинск, 1990.
2. Полятков С.С. Основы современного танца / С.С. Полятков. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 79с.
3. Фомин А.С. Танец: понятие, структура, функции. М.: Книга, 1990.