Одной из важнейших задач коррекционной работы является связь: «педагог — ребёнок с трудностями в обучении — семья». Эта триада оказывает положительное влияние на коррекцию и развитие ребёнка в тех случаях, когда её взрослые члены делают установку на сотрудничество. Это умение встать на точку зрения другого, в первую очередь ребёнка, чувство сопереживания, разумная систематическая помощь и одновременно такая же разумная требовательность, заинтересованность в успешном решении проблем ребёнка, касающихся его обучения, здоровья, досуга.
К сожалению, для большинства родителей характерна низкая заинтересованность в делах и успехах своих детей. Родители не тревожатся за успехи детей, пренебрегают их интересами. В конфликтных ситуациях они как бы занимают чаще всего неадекватную позицию, не понимая ситуацию и не пытаясь найти выход. Не умея оказать ему помощь, родители все надежды возлагают на учителя, перекладывая на нас свои обязанности по воспитанию и обучению. При этом эпизодически требуют от ребёнка безоговорочного подчинения и послушания. Таким образом, и в школе и дома ребёнок находится в режиме авторитарного подчинения, что является чрезвычайно вредным для его нервно-психического здоровья. При таких особенностях отношения со взрослыми у детей и подростков начинают действовать «механизмы психологической защиты».
Ребёнок не стремится к достижению успеха, он смиряется с ролью, которую ему отводят учителя и родители, чувствуя себя одиноко и неуверенно. Чтобы замаскировать эту неуверенность, ребёнок начинает вести себя независимо, старается казаться равнодушным. Однако, как и все дети, он подчиняется мотивации успеха и страстно хочет обратить на себя внимание, получить одобрение и уважение окружающих
Задачи учителя начальных классов, работающего с младшими школьниками, обучающимися по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ЗПР с позиции здоровьесбережения:
-формирование культуры здоровья;
-обеспечение возможности дальнейшего успешного обучения на следующей образовательной ступени;
-здоровьесберегающее поведение,
сохранение и укрепление уровня реального здоровья учащихся;
Цель коррекционной работы — повышение уровня общего развития детей, восполнение пробелов, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
Содержание индивидуальных занятий должно исключить формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков.
Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 мин. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в усвоении школьной программы. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребёнка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, т. к. на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование). Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребёнка
В таких классах есть необходимость эффективного использования обязательных физминуток (не менее 2-х на коррекционном занятии). Одна физминутка должна быть отведена на психогимнастику или пальчиковую гимнастику, в зависимости от занятия. Психогимнастика более актуальна для математики, а пальчиковая для письма или русского языка. Вторая физминутка должна быть направлена на мышечную релаксацию, эмоциональную релаксацию.
Особое место в таких классах должно быть отведено минутке развития в начале коррекционного занятия. Это упражнения на активизацию мыслительных процессов (память, внимание, мышление).
Ниже приводятся примеры физминуток, зрительных упражнений, кинезиологических упражнений (психогимнастика), которые я использую на коррекционных занятиях и уроках.
Развитие внимания:
1."Будь внимателен!"
Цель: стимулировать внимание, обучать быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Процедура :дети произвольно, под маршевую музыку ,маршируют(как получается).Учитель произвольно ,с разными промежутками, дает команды . Дети реализуют движения в соответствии с командами.-"Зайчики!","Лошадки!","Раки!","Птицы!","Аист!","Лягушка!","Собачки!","Курочка!","Коровка!" и т. д.
2."Четыре стихии"
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Процедура :дети стоят и по команде ведущего выполняют определенные движения руками.
-"Земля!"(наклонились ,руки вниз),"Вода!"(плавательные движения руками),"Воздух!"(руки вверх),"Огонь!"(вращение руками в локтевыРазвитие внимания:
3."Слушай и исполняй!"
Цель: развитие внимания и памяти.
Процедура :ведущий называет несколько действий(не показывает их).Затем дети должны показать их в той последовательности ,в которой их называл ведущий.
Примеры заданий: а).поднять левую ногу, поднять правую руку вверх, опустить левую ногу вниз и поднять левую руку вверх, б).повернуть голову направо, голову налево, голову вниз, голову прямо и т.д.
4."Запомни движение!"
Цель: развитие моторно-слуховой памяти.
Процедура: ведущий показывает детям движения, состоящие из 3-5 действий. Дети должны их повторить сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке(можно под музыку).
Примеры заданий: а).присесть-встать-поднять руки -опустить руки- сесть на стул; б).встать-повернуть голову вправо- повернуть голову влево- прямо- сесть на стул; и т. д.
Развитие произвольных движений и самоконтроля:
1."Запретный номер".
Цель :развитие самоконтроля, самодисциплины, а также укрепление навыков счета.
Процедура: выбирается определенная цифра, например 5. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди-1, 2, 3, …Когда доходит очередь до пятого ребенка ,он не произносит цифру , а хлопает в ладоши 5раз.В качестве "запретных" выбирают цифры:4,7,11,14,15,18,21.23,25…
2."Запрещенное движение"
Цель: развитие произвольности.
Процедура: звучит веселая ритмичная музыка ,дети стоят полукругом, ведущий показывает несколько действий, одно из которых(например, приседание)-запретное. Дети должны повторить все действия ведущего ,кроме запретного. Тот кто ошибся становится ведущим.
3."Игра в мяч."
Цель: развитие самоконтроля.
Процедура: дети свободно двигаются под веселую музыку. У одного из детей мяч, он его кидает вверх и называет имя. Тот ,чье имя называют, подбегает, хватает мяч ,подбрасывает и называет новое имя .Кто заигрался и не услышал своего имени -выбывает из игры и становится зрителем.
Развитие эмоциональной сферы:
1."Я не знаю".
Цель: развитие выразительности движений ребенка , его общительности.
Процедура: ведущий выбирает мальчика-"незнайку".О чем его не спроси -он ничего не знает .Дети задают разные вопросы ,а он молчит и разводит руками :"ничего не знаю" ,ничего не видел. Используются выразительные движения: поднятие бровей ,опускание уголков губ ,поднятие плеч , разведение руками.
2."Возьми и передай".
Цель: развитие воображения.
Процедура: дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Коля передает Ире "тяжелый чемодан",она еле-еле его поднимает, демонстрируя, какой он тяжелый.
Развитие мышления и речи:
1."Ну-ка ,отгадай!"
Цель: развитие мышления и речи.
Процедура: группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет.
Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать "да" или "нет".После отгадывания предмета подгруппы меняются ролями.
2."Придумай загадку"
Цель: развитие мышления и речи.
Процедура: выбирается водящий, в его задачу входит придумать загадку на заданную тему. Дети должны эту загадку отгадать. Отгадавший загадку становится водящим.
3."Противоположность":
1.Цель:развитие восприятия ,наблюдательности и смысловой памяти.
Процедура: ведущий показывает детям одну картинку .Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Каждый ученик по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал такой предмет.
Развитие различных видов мышления. Упражнения, направленные на активизацию детей и включение в совместную деятельность.
1."Исходное положение":
Цель: снятие напряженности.
Процедура :учащиеся удобно располагаются на стульях. По команде ведущего все одновременно должны выполнять различные команды.
2."Кто летает?":
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Процедура: учащиеся встают в круг, лицом к центру. Ведущий называет животных, ребята хором отвечают"Летает!"и показывают, как это происходит. Если названный объект не летает, то все молчат.
3."Животные":
Цель: развитие внутренней свободы и раскованности.
Процедура: все дети разделены на две подгруппы .Одна подгруппа с помощью жестов и мимики изображает
различных представителей животного мира ,а вторая отгадывает. "
Развитие речи и овладение техникой речи:
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям)
Развитие мелкой моторики (коррекция)
- вращение кистей;
- сжимание и разжимание пальцев в кулаках;
- «погладим котёнка» (поглаживающие движения рук)
- массаж подушечек пальцев;
- нанизывание мелких предметов на нитку (бусы, бисер);
- застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнурков;
- лепка, резание ножницами, раскраски, аппликация;
- складывание мозаики;
- змейка (дорожка, провести линию не касаясь её стенок и не пересекая);
10.рисование узоров.
Развитие артикуляционной моторики:
- скороговорки;
- чистоговорки;
- зеркало, для анализа правильного произношения звука
р р л л (язык, зубы, губы, воздух)
Психическая деятельность:
— зрительная память и внимание; (точно срисовать картинку, выбрать и найти слоги и слова, которые написаны до тире
Где — дег, гед, гдо, гед, егд, где, гдо, дог, где.
Слон — носл, лосн, слон, слол, лосм, слон, слом.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях:
— зрительный диктант;
- развитие фонематических представлений, звуковой анализ;
- склеенное слово (клей пролился, слово склеилось);
- былазимаморозщипалщёки — (анализ и синтез)
- буквенный диктант;
- предметное лото;
- близкие по звуковому составу, но различные по смыслу (крыша — крыса);
- слова с двумя оппозиционными звуками (сушка);
- назови слова из 3, 4, 5 звуков, начинающиеся на определённый звук.
Пространственная ориентация:
Правый, левый, на, над.
- составление узоров из геометрической мозаики;
- конструктор;
- написание слов справа налево;
- узнавание по контуру и т. д.
Развитие мыслительных операций:
- классификация (раздели на 2 группы следующие числа: 11, 12, 13, 14, 15, ...20)
- раздели слова на две группы ( с безуд. гласи. и пари. зв./глух. согл.)
- инструкция, алгоритм
На какие три равные группы можно разделить слова?
Сон, сын, сад, рот, рак.
Дом, дым, дал, вол, выл, вал, рыл.
- раздели слова в три группы по буквам, обозначающим рази. гласные.
- выпиши каждую группу в отдельный столбик.
ИЛИ
- раздели слова в три группы по буквам, обозначающим разные. гласные.
- все слова с буквой О — в один, буквой Ы- в д с
Цели коррекционной работы:
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики;
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщённых представлений о свойствах предмета (цвет, форма, величина)
-развитие пространственных представлений ориентации;
-развитие представлений о времени;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
III. Развитие основных мыслительных операций.
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными
-родовыми понятиями;
-умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-умение планировать деятельность;
-развитие комбинаторных способностей.
Литература:
Разенкова Ю,А,"Система ранней помощи".М."Карапуз".2011
Парамонова Л.Г."Логопедия для всех"СПб"Питер".2010
Кречетова, Н.М. Профилактика нарушения чтения и письма у детей [Текст] / Н.М. Кречетова. – Логопед: научно – методический журнал, 2008. – № 3. – с. 11 – 27.
Ситдикова, Д. Коррекционно – речевые развивающие игры. Индивидуальные занятия с детьми [Текст] / Д. Ситдикова. – Школьное воспитание, 2009. – № 12. – с. 122 – 123. – ил.
Новикова, Е.Л. Создание здоровьесберегающей среды для формирования правильного речевого дыхания у детей 7 – 10 лет с ОНР: [игры и упражнения] [Текст] / Е. Л. Новикова. – Школьная педагогика, 2009. – Февр. (№ 2). – С . 38 – 43. – ил.
Панфилова, И. Играя, учимся: [упражнения для детей, испытывающих трудности с правильным произношением звуков] [Текст] / И. Панфилова. – Социальная защита, 2008. – № 6. – Социономия (социальная работа), 2008. – № 6. – с. 29 – 32.