Моё педагогическое кредо.
Любая профессия трудна, но особенно профессия учителя — так мне кажется, когда я вхожу в класс и вижу устремлённые на меня глаза, за которыми столько неизвестных мне миров, что становится страшно. Все дети — разные, с разными характерами, способностями, эмоциями, которые нужно понять, даже тогда, когда они и сами не могут объяснить, а самое главное — дать знания о том мире, который их окружает, раскрыть способности, которые иногда не замечают даже родители, научить быть уверенными в себе и вести себя так, как и подобает человеку цивилизованному.
Хотя так ли это трудно? Ничего не может быть трудно, если занимаешься своим любимым делом, и хочешь добиваться в этом деле все больших и больших высот. Да, в моей скромной на первый взгляд есть свои высоты. Вырастить целый класс, прошагать вместе с детьми трудную дорогу длиной в четыре года, увидеть как они выросли — не только физически, но и интеллектуально, и знать, что тебе было дано отшлифовать их характеры и способности. Так, наверное, радуется ювелир, превращая маленький невзрачный камушек в редкой красоты бриллиант — мне ведь тоже нужно увидеть в ребенке такие грани его души, которые засияют, стоит только явить их миру.
И, наверное, самое важное— это дарить ребёнку тепло своей души, ведь даже убеждённый скептик профессор Преображенский у М. Булгакова считал, что только с лаской возможно общаться с любым живым существом, террор же он рассматривал как бесполезный вариант. Да, современным детям не хватает тепла и внимания. Родители уходят в решение насущных проблем, забывая подчас о том, что именно они должны дарить ребенку ласку и заботу, а не дорогостоящие огромные игрушки — пропорционально недоданному вниманию. А без доброго отношения и любви засыхает душа даже у взрослого, не говоря уже о ребёнке, также, как цветок засыхает без воды. Пожалеть, подбодрить, посоветовать, заступиться — все это я делаю целый день, но странно: чем больше я отдаю душевного тепла детям, тем больше возрващается ко мне с их искренней благодарностью, с их таким непосредственном выражением чувств, что понимаешь — да, ты на своем месте, и что-то значишь для этих детей, которые ещё не так давно не подозревали о твоём существовании.
И это очень радует, и не кажется таким сложным приноровиться к каждому характеру, стараться объяснять так, чтобы понятно было каждому, улыбаться и дарить тепло даже тогда, когда нет ни настроения, ни желания. Потому что очень легко давать знания детям, которые доверяют и любят тебя, ибо их сердца и мысли открыты тебе. Дети сами по себе любознательны, надо только уметь их заинтересовать.
Начальная школа... Ведь это начало пути познания, на котором мы все пребываем до самой смерти, потому что учимся всю свою жизнь, и именно от меня зависит, как они сделают первые шаги на нём. Первый шаг — это очень трудно. Нам могли бы рассказать о нём младенцы, жаль только, что они не могут говорить. Первоклашки тоже не могут выразить словами, как им трудно и страшно, и моя задача — помочь сделать этот первый шаг, поддержать, но знать и тот момент, когда нужно дать самостоятельность, и даже возможность набить первую шишку, зная, что с ней придёт и новый опыт. Но самое главное — я проводник в неизведанный им мир науки, которая открывает нам постоянно, как прекрасен и разумно создан этот мир, особенно если мы привносим в него прекрасное. Мне бы очень хотелось, чтобы дети не переставали удивляться, чтобы делали открытия не только на уроках, а даже тогда, когда выйдут на пенсию, потому что жизнь и должна быть восхищением.
Если бы меня спросили, как назвать состояние души младших школьников, то не задумываясь, скажу — возраст искренности. Они так безошибочно определяют, кто перед ними и можно ли ему доверять. И я горжусь их доверием, потому что завоевать его сложно, но тем оно и ценнее.
Педагогика переводится с греческого как «детоведение», «детовождение». Этим все сказано. Моя задача — сопровождать учеников на трудной дороге знаний, следить, чтобы не скользили и не падали, уметь воремя протянуть руку помощи, а самое главное — чтобы они не сходили с этой дороги всю свою жизнь.