Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. ( Из опыта работы).
Сложнейшей задачей дошкольного воспитания всегда была – овладение родным языком, развитие связной речи, которые являются важными приобретениями в дошкольном возрасте.
По мнению психолога Ф. А. Сохина «Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить». Это значит, что в связной речи ясно выступает неразрывная связь речевого и умственного развития детей. С усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми происходит постепенное развитие связной речи вместе с развитием мышления.
Моделирование, благодаря которому дети учатся обобщённо представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности, становится эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка. В своих работах Л.А.Венгер и его ученики предлагают использовать схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.
Проанализировав свою работу с детьми младшего и среднего возраста, пришла к выводу, что научить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, составлять рассказы о событиях из жизни, помогают наглядность и план высказывания. Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев результативность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и дополняя их по своему, стала в своей работе по обучению связной речи применять приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, которые способствуют успешному освоению знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективному запоминанию рассказа и сохранении информации, и тем самым развитию речи.
Работа в этом направлении строилась от простого к сложному, постепенно переходя с несложных мнемоквадратов к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Последние в моей работе служат дидактическим материалом. Я их использую для:
-развития словарного запаса.
-при обучении составлению описательных рассказов.
- при пересказах.
- при отгадывания и загадывания загадок.
- при заучивании стихов.
Анализируя результаты проведённой работы, можно сделать вывод, что использование мнемотаблиц при обучении дошкольников заметно облегчает овладение ими связной речью.
Хочется сказать, что мнемотаблица – это не панацея по развитию связной речи у детей, а прежде всего как начальная, наиболее значимая и эффективная работа, позволяющая детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Вместе с этой работой обязательно необходимы речевые игры, дидактические настольно - печатные игры, игры - драматизации.
В практической части статьи представлю, как можно применить моделирование по сказке «Три медведя».
После чтения сказки и беседы по её содержанию, а также при раскладывании картинок в соответствии с сюжетом сказки подбираются предметы по величине, например: «Мишутка маленький, поэтому и стульчик у него…(маленький). Особое внимание детей педагог обращает на тот факт, что Маша и Мишутка имеют один и тот же набор предметов, поскольку эти персонажи одинакового размера.
На следующем занятии дети учатся строить и «читать» простые модели сказки, что является необходимым условием успешного развития детского мышления.
Взрослый выкладывает перед детьми геометрические фигуры и говорит: « Давайте постараемся запомнить сказку с помощью этих фигур. Как вы думаете, что может обозначать в сказке красный прямоугольник? (Если дети затрудняются, взрослый помогает: «Маша».) А что обозначают три коричневых прямоугольника?» ( Взрослый должен помочь понять, что коричневые прямоугольники обозначают медведей, поскольку медведи тоже коричневые.)
Затем воспитатель берёт три белых кружка и три белых прямоугольника т объясняет детям, что эти фигуры обозначают чашки и ложки. После этого показывает три жёлтых квадрата и три жёлтых прямоугольника и помогает детям догадаться, что квадраты обозначают стульчики, а прямоугольники – кровати (проще всего в данном случае продемонстрировать, что « медведи помещаются в свои кроватки»).
Обсуждая каждый предмет, важно показывать детям, как он соотносится с медведем, которому принадлежит, то есть самому большому медведю – самый большой кружок по ширине равен самому большому коричневому прямоугольнику.
Следующий этап связан с моделированием фрагментов сказки: взрослый показывает детям картинку с изображением какого-либо отрывка и просит построить его модель. Например, последний фрагмент, когда Маша убегает из дома медведей, моделируется следующим образом: коричневые прямоугольники располагаются около жёлтых прямоугольников, а красный прямоугольник кладётся на некотором расстоянии от всех прямоугольников.
При моделировании фрагмента, в котором Маша впервые попадает в дом к медведям, все фигуры, обозначающие стулья и миски с ложками, располагаются в ряд (предметы расставлены аккуратно). А при моделировании отрывка, в котором рассказывается о возвращении медведей домой, фигуры должны быть придвинуты друг к другу, а сломанный стульчик обозначен поворотом жёлтого квадрата в положении ромба.
После того как дети построят соответствующую модель, воспитатель предлагает им воспроизвести содержание этого фрагмента сказки (ответить на вопросы о том, что изображено на модели).
В конце воспитатель предлагает детям поиграть в следующую игру. Он показывает им какую – ни будь модель, например, три жёлтых квадрата и красный прямоугольник рядом с квадратами и просит показать картинку с изображением соответствующего фрагмента сказки.
Литература
- Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада Ребёнок в детском саду. 2003. №10.
- Элементы ТРИЗ в развитии речи детей раннего возраста . 2002. №6.
- Семинар - практикум для воспитателей «Развиваем речь детей». 2010. №3.
- Венгер Л. А. Педагогика способностей. – М., 1973.
- Развитие речи детей дошкольного возраста. Под редакцией Ф.А. Сохина – М., 1984.
- Л.А. Венгер и А.Л.Венгер «О чём рассказывает сказка»
- Т. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»