«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». В.Г. Белинский Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий. Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. Мы живем в мире расширяющейся системы массовых коммуникаций. Соответственно, одной из главных целей школьного образования является формирование личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством. Исходя из этого, использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования и, в частности, сельского. Особенность сельской школы вынуждает и в то же время позволяет использовать классические и нетрадиционные формы и методы обучения, в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий. Компьютер позволяет вносить новые элементы в содержание обучения, углублять и обогащать содержание изучаемого материала, изменять формы представления учебного материала, расширять виды учебных заданий и способов работы с ними. Преимущества несомненны при неукомплектованности школьных библиотек. Электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний, задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры, энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия, электронная почта, электронные телеконференции, оперативная электронная переписка, заказ и рассылка необходимого материала из электронных банков информации – все это способствует повышению качества образования, повышению мотивации к обучению современных школьников. Компьютерные технологии позволяют проводить учебно-исследовательские эксперименты, моделировать различные процессы: создавать фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии, статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории, символьные объекты: схемы, диаграммы. Применение ИКТ обеспечивает потребности старшеклассников в получении образования, так как создаются условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей учащихся, раскрытия их творческого потенциала через участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д. Учащиеся нашей школы участвуют в региональных, всероссийских и международных предметных олимпиадах и конкурсах. Значительно расширяется круг общения, при этом параллельно осваиваются современные информационные технологии. Возможности ИКТ используются не только при построении содержания обучения, но и при реализации элективных, факультативных курсов. Для педагогов ИКТ – прекрасный способ повышения квалификации как по преподаваемому предмету, без выезда и отрыва от непосредственной деятельности, так и неограниченные возможности общения в педагогических сообществах, публикаций достижений, участие в конкурсах различного уровня. Данный вид деятельности не только повышает педагогический статус, имидж учителя, но и образовательного учреждения. С точки зрения учебно-методического аспекта электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Такие ресурсы учитель может использовать при объяснении нового материала, закреплении пройденного, в качестве тренировочного, вспомогательного и контролирующего средства. В своей практике мы с поддержкой ИКТ проводим следующие типы уроков: Урок – лекция. ИКТ на данном уроке делают материал более эффективным, активизируют работу класса, позволяет упорядочить наглядный материал, привлечь смежные литературе виды искусств. Когда ребенок не только слышит, но и видит, воспринимает, он переживает эмоции. По словам Л.С. Выготского, «только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». Обобщающие уроки. Схемы, таблицы, модули, блоки, тезисное расположение материала позволяет сэкономить время. Урок – анализ текста. Восприятие художественного текста усиливается выдержками из критических работ, фрагментами из спектаклей, кинофильмов и другими иллюстрациями. Визуальные образы на таком уроке рассчитаны на развитие сотворчества. Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети: с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся; формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации; расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей. Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет: экономить время, создавать ситуацию погружения в материал, использовать интегративный подход, повышать мотивацию, формировать коммуникативные компетенции, активную позицию учащихся. Кроме того, внедрение ИКТ в образовательный процесс сельской школы существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникативных технологий. Деятельность учителя в этих условиях направлена не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения обучающегося в образовательном процессе. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
- Рубрика: Другие материалы
- Формат: zip
- Просмотров: 128
- Скачиваний: 4