Волшебная доска - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 192
  • Скачиваний: 6

Тема занятия: Волшебная доска

Цель: Развитие логического мышления, сообразительности, внимания. Умение ориентироваться на доске.

Задачи:

  • Совершенствовать знания;
  • Развивать cмекалку и воображение обучающихся;
  • Уметь самостоятельно выполнять задание.

Пособия: демонстрационная магнитная шахматная доска, шахматы для учащихся, бумага, карандаши, карточки с шахматной нотацией, игра “Почтальон”, разрезные шахматные фигуры из картона, бросовый материал – косточки.

Ход урока

  1. 1. Организационный момент:

Рассаживание учащихся. Подготовка рабочего места.

  1. 2.Знакомство с ходом и содержанием занятия:

Сегодня мы с вами закрепим, что такое шах, способы защиты Короля от шаха. Вы будете создавать ситуации для защиты Короля, поработаем над шахматными терминами, закрепим шахматную нотацию

  1. 3. Работа над ключевыми терминами:

– Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.)
– Кому объявляют шах? (Королю.)
– В шахматной игре мат – это? (Конец игры, когда нет ни одной защиты Королю от шаха.)
– Что такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).
– Какая фигура может сделать “вилку”? (Любая.)

Выходит учащийся в костюме шахматной доски и читает стих:

Вся в квадратах белых, чёрных
Деревянная доска,
А ряды фигур точёных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!

Разминка:

  1. Какая фигура на доске самая сильная?(Ферзь.)
  2. Какая фигура может поставить шах и мат Королю?(любая, даже пешка.)
  3. Какие бывают слоны и почему они так называются? (Чернопольные и белопольные, одни ходят по белым полям, а другие по чёрным.)
  4. Патовое положение на доске. (Ничья.)
  5. Кто попадает на поле превращения?(Пешка.)

Игра на внимание “Найди ошибку”, Приложение 1.

(на демонстрационной доске расставлены фигуры – два слона чёрного цвета на двух белых полях, два Короля стоят рядом, первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь). Учащимся даётся задание посмотреть внимательно на фигуры и исправить ошибки.

Игра “Сложи фигуру”, Приложение 2.

Даётся задание выложить из косточек шахматную фигуру, а также собрать из 3–4 разрезанных частей и назвать её.

Игра на смекалку, Приложение 3.

– У какого слона нет хобота? (У шахматного.)

– Какой Король не умеет говорить? (Шахматный.)

– Что за чудо– поле, где тесно мышке, а свободно Слону? (Шахматное поле.)

– На каком Слоне нельзя прокатиться? (На шахматном.)

– Какая клетка всегда только квадратная? (Шахматная.)

– Если их соединить, угол можно получить (горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ).

– Какая фигура грамоту знает,
Что ни ход, то буква? (Конь.)

Физкультминутка “Буратино”, [8].

Буратино потянулся (Все поднимают руки вверх.)
Раз нагнулся, два нагнулся (Наклоняются вперёд.)
Руки в стороны развёл, (Руки в стороны развести.)
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать 
На носочки надо встать. (Поднимаются на носочки и руки тянут вверх.)

Практическая работа.

Расставить шахматы на доске так, чтобы была видна ситуация шаха Королю (учащиеся расставляют).
А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:

– первая защита – отойти на свободное соседнее поле;
– вторая защита – закрыться своей фигурой;
– третья защита – “срубить обидчика”.

Эти три защиты применяем у себя на шахматной доске.

Игра “Почтальон”, Приложение № 4.

Педагог просит на демонстрационной доске назвать на нескольких клетках адрес, например, а1, в2, с3, е8, h7, f4 и.д., затем предлагает записать адреса клеток на листе бумаги, а потом “разнести” карточки по адресам у себя на шахматной доске.
У каждого учащегося на столе в конвертах мелкие карточки с адресом шахматного поля (учащиеся раскладывают свои карточки). 
Чтение шахматной нотации. Педагог предлагает прочитать по шахматному любой ход шахматной фигуры, например,

Kh3 – g5 + Kр

(Это означает, что Конь аш 3 идёт на поле жэ 5 и ставит шах Королю).

Далее чтение следующих ходов фигур:

– Фе8 – е4

– Л а3 : Сf3 +х Кр,

– Сg8 – а7 +Кр,

– Крh6 : Лh7

– Kd1 – е3 х Кр

Подведение итога занятия.

Давайте вспомним, с чего мы начали своё занятие? Как правильно назвать нашу работу?

Рефлексия по занятию.

  • какие трудности возникли в ходе работы?
  • что было проще выполнять?
  • какой этап наиболее интересен вам?

Всем спасибо. Увидимся на следующем занятии.

Список литературы, рекомендуемый для педагога.

  1. Авербах Ю. А.Шахматный самоучитель [Текст]: учеб. Пособие /Ю.А. Авербах.– М.: Просвещение, 2004.– 64 с.
  2. Винокурова, Я.Г.Знакомьтесь – шахматы [Текст]: учеб. Пособие /Я.Г. М. Владимиров. – Просвещение, 2003.– 82 с.
  3. Владимиров, Н.К.5000 игр и головоломок для школьников/ [Текст] сост.Н.К. Винокуров.- Просвещение, 2008.– 102 с.
  4. Максаков А.И.Учите играя/ [Текст ]: учеб. пособие/А.И. Максаковой М.– : Просвещение, 2003.– 84 с.
  5. Пожарский, В.В.1000 шахматных задач. [Текст]: учеб. пособие /В.В. Пожарского. – М.: Просвещение, 2005.– 128 с.
  6. Кузнецова, Л.В.Воспитание школьников. № 2. [Текст]:/ Л.В.Кузнецова // Учимся, играя М.: Школьная пресса, 2002.– 76 с.
  7. Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 3. .[Текст] сост./ Л.В.Кузнецова. – М.: Школьная пресса 2002. – 80 с.
  8. Савина, Л.П.Пальчиковая гимнастика. [Текст]: учеб. пособие/ Л.П. Савина. – М.: ООО Издательство, 2005. – 44 с.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: