Я преподаю русский язык и литературу - основные образовательные дисциплины, способствующие гуманизации, социализации нового поколения.
Чтобы развивать у обучающихся внутреннюю мотивацию к изучению русского языка и литературы, я планирую уроки таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ создаёт положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения.
Осуществляя комплексный подход к обучению русскому языку и литературе, использую различные инновационные технологии: технологию развития критического мышления, проблемно-диалогового обучения, лекционно-зачётную систему, технологию использования в обучении игровых методов, здоровьесберегающие технологии.
Использование инновационных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности обучающихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы.
Одной из наиболее перспективных, на мой взгляд, является технология развития критического мышления, при которой в центре образовательного процесса находится ребёнок, а личностно-ориентированное обучение является одним из компонентов здоровьесберегающей технологии.
Меня привлекает в данной технологии развитие таких качеств обучающихся, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности. Чтобы сформировать такие качества, необходимо научить обучающихся:
- рассматривать новые знания в контексте имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- выявлять ошибки в рассуждениях;
- уметь отличать факт, который можно всегда проверить, от предположения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи.
Технология развития критического мышления трёхфазовая. Первая фаза - «вызов», в ходе которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, побуждается интерес к теме. Вторая фаза - «осмысление», в ходе которой происходит непосредственная работа с текстом, причём работа осмысленная. Третья фаза - «рефлексия»- размышление. На этом этапе обучающийся формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его с помощью собственного текста или своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
На фазе вызова даю возможность обучающимся проанализировать то, что они знают по изучаемой теме, так как это создаёт дополнительный стимул для формулировки собственных целей, создающих необходимый внутренний мотив к процессу учения. Ведь лучше обучающиеся усваивают ту тему, о которой они уже что-то знают. И в этом случае им проще принять решение, потому что они опираются на собственный опыт. И для меня важно, чтобы обучающиеся сами поставили цели урока.
Нередко приходится наблюдать, что не все отличаются высокой активностью работы на уроке, предпочитая дождаться, когда другие выполнят предложенные задания. Поэтому важно, чтобы на этом этапе каждый смог поделиться собственным опытом. Для реализации этой цели стараюсь использовать различные приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся:
- приём конструирования ( слов, предложений по заданным схемам);
- игровые приёмы;
- приём семантизации ( раскрытые значения непонятных слов);
- приём перекрёстной дискуссии;
- постановка прямых и скрытых вопросов к тексту;
- поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
- расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
- графическая систематизация материала текста: таблицы, схемы;
- ведение записей.
В результате свободных высказываний обучающихся появляется много информации, в которой и правильные, и неправильные ответы. Теперь нужно упорядочить всё, что высказали обучающиеся, увидеть противоречия, которые и подскажут направление дальнейшего поиска. Причем для каждого эти направления могут быть индивидуальными. Главное на этом этапе -создание атмосферы сотрудничества, творчества, способствующей успеху для всех. Я всегда выступаю в роли терпеливого слушателя, не поправляя, не критикуя, чтобы обучающийся высказывал свою точку зрения свободно, не боясь ошибиться. Я руководствуюсь таким правилом: «Каждый обучающийся должен быть услышан».
В процессе реализации фазы вызова использую на уроках сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Индивидуальная работа позволяет всем высказаться, групповая - услышать других. Стараюсь поддержать обмен мнениями, так как это способствует выработке новых идей, появлению новых вопросов и поиск ответов на них, что побуждает интерес к обсуждению. Работа в группах способствует созданию атмосферы комфорта, поддержки. Это помогает некоторым обучающимся преодолеть чувство страха. В этом заключается психологический аспект технологии. Моя задача заключается в том, чтобы стимулировать мыслительную деятельность обучающихся и систематизировать полученную информацию.
При изучении нового материала, вторая фаза - фаза осмысления, занимает наибольшее время, поэтому этот этап успешнее проходит, если задан высокий темп на фазе вызова. Обучающиеся знакомятся с текстом. В беседе о прочитанном происходит осмысление содержания. Вначале предлагаю обучающимся самим задать вопросы по тексту (создать корзину «прямых» и «скрытых» вопросов). Затем обучающиеся обсуждают, какие из предложенных вопросов помогают определить тему и основную мысль текста, позицию автора. Основной задачей на фазе осмысления является отслеживание обучающимся своего понимания проблемы. Практика использования данного приёма показывает, что информация не только активно воспринимается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести дискуссию по спорным вопросам и способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся.
На этапе рефлексии оцениваю результаты работы обучающихся, используя как письменные, так и устные формы работы. Важно, чтобы этот процесс обучающиеся осуществляли самостоятельно. Если это устная форма, то стараюсь оценивать не только работу обучающихся, но и свои ощущения по поводу происходящего на уроке. Понятно, что ответы бывают разные. В любом случае этап рефлексии способствует развитию навыков критического мышления. Живой обмен мнениями даёт возможность расширить свой выразительный словарь. На фазе рефлексии использую сочетание индивидуальной и групповой работы. В процессе индивидуальной работы обучающиеся выполняют различные виды письма: эссе, сочинения-миниатюры, отзывы.
Вот так в результате собственной поисковой деятельности обучающиеся конструируют свои знания. В этом и заключается смысл технологии развития критического мышления.