Использование эффективных приемов обучения на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Крохмаль Татьяна Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Борисовская СОШ №2»
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Одной из проблем, волнующей учителя, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
Ученики, особенно пяти-, шестиклассники, не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за «вознаграждение». Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо активизировать деятельность учащихся на основе познавательного интереса. Ученику должна нравиться его деятельность и должна быть ему доступна. Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на конкретном уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это вносит в их деятельность интерес.
Вопросы активизации учения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью ученика. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являются: каким образом активизировать учащихся на уроке? Какие методы обучения необходимо применять чтобы повысить активность учащихся на занятиях?
В учебном процессе необходимо применять такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают интерес к знаниям и индивидуальную ответственность учащихся за результаты своего труда.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Начало урока - один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности, требует от учителя творческого подхода. Нетрадиционное начало урока предполагает быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления и внимания.
Это может быть:
а) рифмованное начало урока,
Урок по разделу «Лексика» в 5 классе можно начать чтением стихотворения
Я. Козловского «Слово»
Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
В 5 классе при изучении темы « Имя существительное как часть речи» урок можно начать также в стихотворной форме, что привлекает внимание учеников:
Земля, вода, пшеница, класс-
Все сущее, что окружает нас,
Мы называем.
Имя им даем:
Береза, солнце, речка, дом…
Явления природы: буря, дождь…
Без существительных не проживешь.
б) начало урока с элементами театрализации также активизирует внимание учащихся и вызывает интерес к изучаемому материалу.
Так урок-повторение по теме «Имя прилагательное» в 5 классе можно начать словами: «Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие во времени и пространстве. (Ставится проблемный вопрос): Кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя».
Далее разыгрывается мини-спектакль, заранее подготовленный группой учащихся класса (действующие лица не называются – современник поэта, поэт Ф. И. Тютчев, Мария - дочь поэта).
Читаются строки из воспоминаний современника поэта:
«22 августа 1857 года…Лето уходило…
Коляска мягко, неспешно катилась уже третий день. Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни…Милый, родной, скромный Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей остался позади. Скоро и Москва. А вокруг поля, поля, золотые и коричневые. А над ними- огромное, неоглядно бездонное голубое небо… И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.
Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница- дочь Мария- чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать».
Идет реплика поэта:
--Да, получилось,- наконец, довольный, сказал отец.- Хочешь послушать?
Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал
(поэт читает свое стихотворение):
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь лес стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Отец передал дочери листок бумаги и сказал:
-Вот еще запиши, сейчас пришло в голову:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.
Слово учителя.
- Сегодня мы в гостях у блестящего русского поэта . Вы узнали его имя ?(ребята называют имя Федора Ивановича Тютчева). Его стихотворения помогут нам повторить некоторые факты из жизни имен прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи?
Это были примеры начала урока, применяемые нами для активизации внимания учащихся 5 класса и вызывающие их интерес.
Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные , нетрадиционные методы и приемы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: соблюдать речевой этикет, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, умение реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию. В 5 классе проводили Урок-соревнование «Синтаксический марафон», интегрированный урок (русский язык – ИЗО -литература) «Тайна фразеологического значения», в 6 классе урок-путешествие по теме «Имя существительное» , урок-КВН по теме «Имя числительное».урок «Смотр знаний» после изучения темы «Местоимение».
На таких уроках ребята чувствуют себя более раскрепощено, не остается ни одного равнодушного ученика, каждый старается поучаствовать в работе.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний:
словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение, дискуссия, метод проблемного изложения);
наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов);
практические (изложения, сочинения);
проблемно-поисковый;
Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
- Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, добиваясь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. Так при изучении повести И. С. Тургенева «Ася» в 8 классе в урок введен элемент дискуссии «Тургеневская Ася и современная девушка- за и против». После изучения романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» проводится урок, на котором ребята дискутируют по поводу того, прав ли Онегин, отвергнув чувства Татьяны.
- Метод самостоятельной работы с учащимися. Можно организовать самостоятельную работу следующим образом (например при изучении темы «Разряды имен числительных» в 6 классе. Дается классу конкретное учебное задание после объяснения учителя прочитать текст параграфа и преобразовать его в схему-опору.
- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом
Данную работу можно проводить на дифференцированной основе. Так, например , при изучении темы «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» в 5 классе учащимся предлагается работа по карточкам разного уровня сложности:
1 группа работает над осложненным списыванием с обоснованием. Учитель напоминает, что необходимо различать корни слов , вдумываться в их смысл, понимать их лексическое значение.
Карточка с заданием для 1 группы : (Пишут) сп…ши стихи;
(Спешка) не сп…ши, не торопись;
(Ласка) пол…скать собачку;
(Полощут) пол…скать белье
2 группа работает над заданием: Списать текст, вставить пропущенные безударные гласные и подобрать проверочные слова, обозначив изученную орфограмму.
Карточка с заданием для 2 группы:
Л…са вд…ли в…днее,
С…нее н…беса.
Заметней и чернее
На пашне п…лоса.
(А. Блок)
Здесь есть свои требования:
-текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
-нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
4) Метод проблемного изложения.
На уроках используем проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои мнения решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности.
Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
-выдвижение проблемного вопроса;
-создание проблемной ситуации на основе высказывания;
-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
5.Частично-поисковый.
При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого сообщается лишь цель работы. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос, достигают результата.
Так, например, при изучении темы «Простые и сложные предложения» в 5 классе учащимся сообщается цель работы: сопоставить два предложения и путем их анализа доказать структурные отличия простого и сложного предложения.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
-отстаивать свое мнение;
-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
-ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
-оценивать ответы и письменные работы товарищей;
-заниматься обучением отстающих;
-объяснять более слабым учащимся непонятные места;
-самостоятельно выбирать посильное задание;
-находить несколько вариантов возможного решения познавательной проблемы;
Существует также множество способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы:
- Самостоятельная письменная работа.
- Работа с текстом.
А) Составление таблицы (поэма Гоголя «Мертвые души» )
Б) Таблицы-сравнения.
Путь героев к счастью (Руслан и его соперники. Цитатная таблица)
Таблица помогает не только увидеть общие черты и различия (например, между героями), но и понять основную идею каждого произведения, получить материал для размышления.
В) составление «Словаря произведения»
Задание: составить словарик из текста, в который вошли бы слова, важные для понимания произведения. Например, А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Кудесник – хазары – волхвы – «твой щит на вратах Цареграда» - пращ – конь ретивый – презреть – тризна.
- Сравнительный анализ произведений.
А) Сравнительный анализ переводов (переложений).
«Слово о полку Игореве»
Подобная работа развивает чувство языка, помогает почувствовать эмоциональную точность перевода, «заставляет» самого ученика тщательно следить за тем, чтобы точно выразить «оттенки» «разных слов» в переводах и, как следствие, увидеть разные «оттенки смысла».
Б) Сопоставление двух разных, но «созвучных» произведений.
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского – «Живи и помни» В.Распутина
Непохожие, на первый взгляд, произведения дают возможность учащимся понять ту или иную проблему (проблема преступления и наказания, тема отношений человека и природы и т.д.) глубже, получить дополнительный материал для размышления, по-новому взглянуть на какие-то привычные «вещи».
- Творческие задания.
«Трудно быть богом?» (Мифы Древней Греции)
«Людей неинтересных в мире нет?» (По сказкам Салтыкова-Щедрина)
Зачем нужны бури? («Парус» Лермонтова)
Стыдно ли быть самим собой? (Мольер «Мещанин во дворянстве»)
Отчего люди не летают? (Островский «Гроза»)
Как стать своим? (Фадеев «Разгром»)
Подобные вопросы, на первый взгляд, достаточно «общие», позволяют ученику разобраться прежде всего в общечеловеческих проблемах; работа покажет, насколько ученик готов к обсуждению подобных проблем. Вопросы даются «независимо от произведения», а уже при обсуждении произведения «связываются» с содержанием книги.
- Викторины.
Предлагаемые учащимся вопросы представляют собой задания самого разного характера:
на знание текста;
на знание биографии писателя;
портреты писателей;
вопросы, требующие умения сопоставлять, запоминать детали и т.д.
Для того, чтобы ответить на большинство вопросов, нужно знать текст произведения, помнить определенную информацию, изложенную на уроке, уметь из вариантов ответов, возникающих при работе группы, выбрать нужный.
- Беседа с учителем о прочитанной книге.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Библиографический список
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.,1984.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М.,1999.
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения - М., 1998 г.
- Выготский Л.С. Детская психология Ч.2.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1981 г.
- Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения». - М. «Интор» 1996г.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». - С-Пб,
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под.ред. Е.С. Полат. М., 1999,с.
- Подласый И.П. Педагогика – М., 1999 г.
10.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М., 1998 г. 11.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.