Интерактивные методы обучения и воспитания в образовательном процессе
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму» Китайская поговорка
В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения. По результатам диагностических исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности.
.XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике, т.е. успешно социализироваться во взрослой жизни. В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно научить школьников работать сплочено. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. И по-прежнему педагогов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Условно все методы в образовательном процессе делятся на 3 категории: пассивные, активные и интерактивные.
Пассивные методы:
Педагог является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию
Активные методы
Характер взаимодействия меняется, хотя педагог и остаётся центральной частью дела. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но дети уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.
Интерактивные методы
Роль педагога резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует воспитательный процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Это метод, при котором "все обучают каждого и каждый обучает всех".
Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения и воспитания. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный, act – действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение и воспитание – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса, погруженный в общение, в ходе которого между обучающимися осуществляется взаимодействие, и формируются навыки совместной деятельности. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Сравнительная характеристика форм и методов воспитания
Пассивные формы и методы воспитания Активные формы и методы воспитания Интерактивные формы и методы воспитания
Классный руководитель играет центральную роль на занятии Используется метод обсуждения проблем Классный руководитель - организатор воспитательного процесса
Преобладает монологовый режим общения Устанавливается диалоговый режим Дает консультации, помогает в серьезных затруднениях
Учитель сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план Центральная роль классного руководителя остается Занятие проводится в виде сотрудничества и взаимодействия
Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых Занятия не имеют жесткой структуры Учащиеся на занятиях взаимодействуют друг с другом
Формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения Классный руководитель заботится о направлении усилия на положительный результат
Актуальность использования интерактивных методов:
• Способствуют росту интереса к предмету
• Ускоряют процесс обучения
• Улучшают качество усвоения материала
• Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию
• Способствую сотрудничества учителя и ученика
• Развивают коммуникативную компетенцию
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
«Мозговой штурм»;
Мини-лекция;
Работа в группах;
Разработка проекта;
Решение ситуационных задач;
Инсценировка;
Проигрывание ситуаций;
Выступление в роли обучающего;
Обсуждение сюжетных рисунков и др.
дискуссия
эвристическая беседа
ролевые, «деловые» игры
тренинги
кейс-метод
метод проектов
обсуждение видеофильмов и т.д.
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает
ученику:
• развитие личностной рефлексии;
• осознание включенности в общую работу;
• становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
• развитие навыков общения;
• принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
• повышение познавательной активности
классу:
• формирование класса как групповой общности;
• повышение познавательного интереса;
• развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
учителю:
• нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
• формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.
Интерактивные методы обучения и воспитания в образовательном процессе
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму» Китайская поговорка
В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения. По результатам диагностических исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности.
.XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике, т.е. успешно социализироваться во взрослой жизни. В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно научить школьников работать сплочено. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. И по-прежнему педагогов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Условно все методы в образовательном процессе делятся на 3 категории: пассивные, активные и интерактивные.
Пассивные методы:
Педагог является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию
Активные методы
Характер взаимодействия меняется, хотя педагог и остаётся центральной частью дела. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но дети уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.
Интерактивные методы
Роль педагога резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует воспитательный процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Это метод, при котором "все обучают каждого и каждый обучает всех".
Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения и воспитания. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный, act – действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение и воспитание – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса, погруженный в общение, в ходе которого между обучающимися осуществляется взаимодействие, и формируются навыки совместной деятельности. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Сравнительная характеристика форм и методов воспитания
Пассивные формы и методы воспитания Активные формы и методы воспитания Интерактивные формы и методы воспитания
Классный руководитель играет центральную роль на занятии Используется метод обсуждения проблем Классный руководитель - организатор воспитательного процесса
Преобладает монологовый режим общения Устанавливается диалоговый режим Дает консультации, помогает в серьезных затруднениях
Учитель сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план Центральная роль классного руководителя остается Занятие проводится в виде сотрудничества и взаимодействия
Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых Занятия не имеют жесткой структуры Учащиеся на занятиях взаимодействуют друг с другом
Формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения Классный руководитель заботится о направлении усилия на положительный результат
Актуальность использования интерактивных методов:
• Способствуют росту интереса к предмету
• Ускоряют процесс обучения
• Улучшают качество усвоения материала
• Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию
• Способствую сотрудничества учителя и ученика
• Развивают коммуникативную компетенцию
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
«Мозговой штурм»;
Мини-лекция;
Работа в группах;
Разработка проекта;
Решение ситуационных задач;
Инсценировка;
Проигрывание ситуаций;
Выступление в роли обучающего;
Обсуждение сюжетных рисунков и др.
дискуссия
эвристическая беседа
ролевые, «деловые» игры
тренинги
кейс-метод
метод проектов
обсуждение видеофильмов и т.д.
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает
ученику:
• развитие личностной рефлексии;
• осознание включенности в общую работу;
• становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
• развитие навыков общения;
• принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
• повышение познавательной активности
классу:
• формирование класса как групповой общности;
• повышение познавательного интереса;
• развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
учителю:
• нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
• формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.
Интерактивные методы обучения и воспитания в образовательном процессе
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму» Китайская поговорка
В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения. По результатам диагностических исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности.
.XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике, т.е. успешно социализироваться во взрослой жизни. В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно научить школьников работать сплочено. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. И по-прежнему педагогов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Условно все методы в образовательном процессе делятся на 3 категории: пассивные, активные и интерактивные.
Пассивные методы:
Педагог является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию
Активные методы
Характер взаимодействия меняется, хотя педагог и остаётся центральной частью дела. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но дети уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.
Интерактивные методы
Роль педагога резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует воспитательный процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Это метод, при котором "все обучают каждого и каждый обучает всех".
Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения и воспитания. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный, act – действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение и воспитание – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса, погруженный в общение, в ходе которого между обучающимися осуществляется взаимодействие, и формируются навыки совместной деятельности. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Сравнительная характеристика форм и методов воспитания
Пассивные формы и методы воспитания Активные формы и методы воспитания Интерактивные формы и методы воспитания
Классный руководитель играет центральную роль на занятии Используется метод обсуждения проблем Классный руководитель - организатор воспитательного процесса
Преобладает монологовый режим общения Устанавливается диалоговый режим Дает консультации, помогает в серьезных затруднениях
Учитель сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план Центральная роль классного руководителя остается Занятие проводится в виде сотрудничества и взаимодействия
Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых Занятия не имеют жесткой структуры Учащиеся на занятиях взаимодействуют друг с другом
Формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения Классный руководитель заботится о направлении усилия на положительный результат
Актуальность использования интерактивных методов:
• Способствуют росту интереса к предмету
• Ускоряют процесс обучения
• Улучшают качество усвоения материала
• Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию
• Способствую сотрудничества учителя и ученика
• Развивают коммуникативную компетенцию
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
«Мозговой штурм»;
Мини-лекция;
Работа в группах;
Разработка проекта;
Решение ситуационных задач;
Инсценировка;
Проигрывание ситуаций;
Выступление в роли обучающего;
Обсуждение сюжетных рисунков и др.
дискуссия
эвристическая беседа
ролевые, «деловые» игры
тренинги
кейс-метод
метод проектов
обсуждение видеофильмов и т.д.
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает
ученику:
• развитие личностной рефлексии;
• осознание включенности в общую работу;
• становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
• развитие навыков общения;
• принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
• повышение познавательной активности
классу:
• формирование класса как групповой общности;
• повышение познавательного интереса;
• развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
учителю:
• нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
• формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.