Индивидуальная работа по социализации и профориентации учащихся старших классов коррекционных школ. - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 98
  • Скачиваний: 19

Процесс социализации (создание благоприятных условий) личности возможен через профилактическую работу и сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса, строя его на принципах эффективности и рациональности. Но здесь остается вопрос о том, как найти необходимую, эффективную методику работы с подростком. Старший школьный возраст, период, когда подросток пытается самоутвердиться, ответить на вопрос кто Я? Зачем Я? Заслуживает особого внимания. Именно в этом возрасте его мысли и мозг готовы к восприятию социальных и жизненных познаний.

Процесс социализации личности происходит под воздействием различных источников влияния: - школы, семьи, различных социальных групп. Вживание, вживление, встраивание личности в общество, в социальную среду будет успешным при условии взаимодействия школы и социума.

Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В данном случае - индивидуальная работа по социализации и профориентации старшеклассников.

Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей каждого воспитанника помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на каждого воспитанника найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному каждому черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Семья и школа – традиционные социальные институты, осуществляющие воспитание подрастающего поколения. Подготовка современных старшеклассников к жизни, их социальная адаптация в условиях семьи является часто малоэффективной и недостаточной, т.к у нас зачастую родители все свои обязанности перекладывают на школу. И поэтому, вся моя работа по социальному развитию была нацелена на формирование у детей навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. Где, как не в школе, дети начинают готовиться к самостоятельной жизни. Многие мои выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми, этому помогла самостоятельная жизнь в условиях интерната, это такие дети, как Еременко Ольга, Гриценко Валерия.

Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой - это профориентационная работа и дальнейшее обучение по выбранным профессиям.
Индивидуальная работа по социализации и профориентации была направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места учебы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями.

В итоге наш выпускник школы должен научиться учиться, научиться жить, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой, научиться работать и зарабатывать.

Дети с задержкой психического развития обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, поэтому основными задачами в работе по социализации и профориентации учащихся старших классов явилось:

  • Обогащение представлений детей о мире профессии;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей;
  • Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости;
  • Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения;
  • Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;
  • Расширение и обогащение коммуникативных навыков
  • Воспитание социальных чувств.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого воспитанника при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и систематически.

Таким образом, можно условно разделить мою деятельность по социализации и профориентационной работы на три этапа:

1 этап - подготовительный, информационный, где основными направлениями было- получение информации о профессиях, и еще этот этап можно назвать - практическим. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших. Был условно составлен для каждого воспитанника план поддержки самоопределения учащихся, согласно их индивидуальным возможностям и способностям, который включал разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников.
У детей была возможность проявить себя в играх, внеклассных мероприятиях, участие в выставках, где они проявили свои способности - в творчестве, труде.

На этом этапе уже было видна трудовая направленность каждого воспитанника, кто обладает различными трудовыми навыками самостоятельно, а кого еще надо было направлять. Т.е. на этом этапе можно уже и было определить условно лидеров в классе- это Еременко Ольга, Острецов Иван. Индивидуальный подход к этим детям осуществлялся при опоре на их хорошие трудовые умения и навыки. Их заботам были поручены такие дети, как Чесноков Максим, Голубев Максим, Матросова Валя, которая после года домашнего обучения вновь адаптировалась к условиям школы. Они терпеливо направляли, учили и контролировали ту или иную работу. Такая работа укрепляли в них чувство уверенности, развивало в них организаторские способности в труде, дежурстве по школе, выполнение поручений, умению работать в коллективе Проводя индивидуальную работу с Еременко О. мы развивали ее положительные данные, а с другой - воспитывали скромность, сдержанность, дружелюбие, уважение к коллективу.

Согласно циклограмме воспитательной работы в классе проводились занятия ,тематические классные часы, где учащиеся знакомились с миром труда и профессий, узнавали секреты выбора профессии, знакомились с экономическими, психологическими, медицинскими требованиями к определённой профессии, знакомились с требованиями к современному профессионалу в новых социально-экономических условиях. В ходе занятий воспитанники учились анализировать собственные интересы, склонности, потребности, соотносить их с имеющимися возможностями и на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, самостоятельно принимать правильное решение о выборе профиля обучения, места продолжения образования, будущей профессии.

Занятия, о которых идет речь, помогли учащимся определить для себя круг обязанностей, а мне – сформировать актив класса. Именно с участием активистов мы начали готовиться к итоговому занятию по самоопределению и самореализации выпускника.

2 этап- формирующий. В этот период идет развитие профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии. Показателем сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка. Приоритетными направлениями на данном этапе были- совместная индивидуальная работа с психологической службой.

Наука предлагает довольно богатый арсенал методов диагностики, однако нам нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные.

Велась серьезная работа в плане активизации самопознания воспитанников в связи с выбором профессии. Совместно с психологической службой, Савельевой М.А. проводились профконсультационную работу через методики, тесты, анкетирование, занятия, позволяющие подростку раскрыть свои способности, склонности, предпочтения. Оказывала помощь при выборе вариантов профильного обучения и профессионального становления, умению осуществлять анализ собственных достижений, составляли совместно с Савельевой М,А. собственный портфолио.

Были проведены индивидуальные беседы совместно с Мащенко Е.Н. с родителями Лямкиной Ю. о ее завышенной самооценке, и с мамой Чеснокова М.наоборот о заниженной самооценке Максима.

Проведены индивидуальные беседы: "Умение оценивать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии", "Как себя реализовать", Профессиональная самоопределение". Работу по профориентации проводилась не только на занятиях, но и, совершая с детьми экскурсии на почту, в парикмахерскую, с последующим обсуждением увиденного именно с точки зрения содержания профессиональной деятельности людей.

Данные формы работы позволяют мне понять особенности взаимодействия учащихся класса, своевременно скорректировать поведение того или иного ученика, работы в коллективе, способность полноценно общаться с окружающими. Один из основных методов, используемый на занятиях, – коллективное обсуждение выдвигаемых идей, мыслей, жизненных ситуаций, событий.

На последнем третьем этапе, который был периодом уточнения социально-профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии и учебного заведения. Здесь уже можно сказать началось формирование профессионального самосознания. Выпускники начинают соотносить свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается индивидуальная и направляющая помощь, а также психологическая поддержка - подготовка к преодолению психологических трудностей общения с потенциальным работодателем. Были организованы на этом этапе посещение учащимися дней открытых дверей в колледжах Магжана Жумабаева и Железно- Дорожном колледже.

На этом этапе будущие выпускники уже пытаются составлять личный план самореализации. Я начала проводить так называемые проконсультации, т.е. индивидуальная ориентация с каждым воспитанником на выбор профессии, где также доносилась информация по отдельно - выбранным профессиям и учреждениям нашего города. На этом этапе у детей была возможность проявить себя на практике, уже участвую в конкурсах профмастерства, такие учащиеся, как Муравин Андрей - лучший про профессии "Повар", а Еременко Ольга- "Лучшая швея". Чумаченко Марина - "Лучший парикмахер". Они смогли преодолеть свои трудности психологического общения, это касается Ольги, которая смогла собрать свои эмоции на конкурсных заданиях, и справилась на отлично, Андрей- стеснительность, скромность, в его конкурсе участвовали одни девочки. А самое главное эти дети смогли попробовать себя и свои силы в различных трудовых деятельностях, те. прошли можно сказать - профессиональные пробы.

Учащиеся моего класса становятся активными участниками фестивалей детского творчества, оказывают шефскую помощь младшим школьникам. Особенностью этого этапа является межвозрастное общение, сотрудничество. Старшие помогают малышам в подготовке и проведении мероприятий, выступая в роли консультантов, что в дальнейшем очень может помочь нашим выпускникам.

На протяжении всех этапов тесно сотрудничали с библиотекой. Мы старались расширить круг чтения каждого воспитанника, способствовали формированию у них культуры чтения, выработке соответствующего отношения к нравственным идеалам, этическим нормам, к осознанию собственной личности. Грамотно подбиралась литература для учащихся в помощь в выбору профессии рекомендовала им литературу, помогающую в выборе профессии; помогла организовывать выставку книг о профессиях.

На протяжении всей моей деятельности было тесное сотрудничество с родителями в интересах ребенка, формирование общих подходов к его воспитанию, совместное изучение личности ребенка, помощь ему в обучении, физическом и духовном развитии – главные составляющие моей работы с родителями. Они посещают родительские собрания, проводимые в классе и в школе, встречаются с психологами. Родители – надежные партнеры воспитателя и классного руководителя в его работе по социализации школьников. Были проведены совместно с классным руководителем Потаниной Т.М.родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению; также проводили индивидуальные встречи и беседы с каждым родителем по дальнейшему обучение выпускника.

Деятельность информационного характера приобретает целенаправленную работу в организации индивидуальной консультационной помощи каждому воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также обучению юридической грамотности, представлению о профессиональном росте, современным экономическим условиям рыночной экономики. Все это было продемонстрировано было на деловой игре, где проводилась большая подготовительная работа с каждым воспитанником по каждой выбранной им специальности.

Деловая игра "Лабиринт выбора", которая можно и была итогом все моей работы по социализации и профориентации старшеклассников на всех трех этапах моей деятельности показала уже сформировавшиеся следующие знания у выпускников:

  • о видах профессий; и о выбранных профессиях некоторых учащихся;
  • о медицинских и профессиональных требованиях;
  • об учебных заведениях нашего города, предоставляющих возможность получения профессии;
  • о повышении квалификации и профессионального роста;
  • о состоянии рынка труда.

Игра состояла из двух блоков: пресс- конференция и практической части игры, где в качестве журналистов выступали оставшиеся учащиеся 9 класса "З", кто еще сомневался или не определился с выбором профессии. И делегация детей, которая уже выбрала и сделал нелегкий выбор профессии. Это - Чумаченко Марина, Муравин Андрей, Матросова Валентина, Острецов Иван. С этими детьми была проведена большая подготовительная работа с каждым индивидуально.

О результатах моей работы по социализации и профориентации уже сегодня можно говорить, что 100% выпускников успешно поступили в средние специальные учебные заведения нашего города. Из них - Матросова Валентина набрала наивысший балл по итогам вступительного тестирования по предметам и прошла в бюджетную группу, Острецов Иван не набрал два балла на ту специальность, куда он планировал изначально, но также попал в бюджетную группу в ПЭК. Также на бюджетной основе учится - Штанько Егор, который тоже набрал хороший результат при сдаче тестов. Голубев Максим, Чесноков Максим- бюджетная основа, строительный колледж.

Желаемый и реальный профессиональный выбор совпал у Лямкина Юлия, Чумаченко Марина - бух.учет и аудит., коммерческая группа колледж СКУ, учебу в этом колледже также продолжает и Целищев Владимир по специальности - информационные системы. Две девочки- Еременко О., Гриценко В. поступили на правоведов в ПСЭК. Муравин А.- также коммерческая груцппа.

Заканчивая школу, старшеклассник должен быть социально и психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Эта готовность заключается в наличии способностей, знаний, умений и навыков, которые позволили бы реализоваться ему в обществе как неповторимой личности, стремящейся успеха, обеспечили бы развитие его как гражданина, работника, создателя семьи. Я в данное время продолжаю работу по созданию условий, способствующих успешной социальной адаптации выпускника школы совершенствую, и продолжаю работать в этом направлении с выпускниками 2015 года. Во многом, конечно, качество и результативность работы будет видна в конце учебного года. Сейчас изучаю индивидуальные особенности каждого воспитанника 9 класса «З», провожу коррекционную работу с воспитанниками, и использую накопленный материал и опыт работы по социализации и профориентации старшеклассников.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: