ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация:
В статье анализируются некоторые инновационные методы, приемы, применяемые в обучении и воспитании в образовательных учреждениях, реализующих программы начального, основного, полного образования. Особое внимание уделено инновационным технологиям правового обучения и воспитания.
Ключевые слова: образовательная инновация, правовое обучение и воспитание, инновационные подходы, активные формы уроков и внеурочной деятельности.
Содержание статьи:
Одним из главных отличительных признаков современного общества является его развитие на основе применения инновационных технологий. Этот процесс в полной мере реализуется и в сфере образования, в частности в обучении и воспитании школьников начального, среднего и старшего звена. Инновационная направленность системы начального, основного и полного образования реализуется через компьютеризацию учебного процесса, активизацию научно-исследовательской деятельности, построение занятий на основе проблемной ситуации и др. Традиционная система образования, направленная на пассивное получение и воспроизведение знаний, отстает на сегодняшний день от реальных требований. На сегодняшний день главная задача, которая стоит перед образовательными учреждениями, требует систематического, результативного повышения качества oбрaзoвaния путем создания, внедрения и распространения в образовательной деятельности новых подходов, идей, мeтoдoв и приемов, технологий, направленных на обновление, модернизацию, трансформацию учебного и воспитательного процесса в соответствии с требованиями времени.
Иннoвaциoннoe обучение правовым дисциплинам и правовое воспитание представляют собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной и внеучебной деятельности, кoтoрыe позволяют быстро и эффективно достичь диагностируемого результата правовой обyченнocти и вocпитaннocти.
При реализации содержания учебного и воспитательного процесса в образовательном учреждении приоритетными задачами являются формирование у учащихся стратегического мышления, способности к социальной мобильности, самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию, поэтому при организации уроков, темы и содержание которых основываются на вопросах юридических наук, или внеурочной деятельности по правовому воспитанию целесообразно использовать инновационные способы, приемы и средства обучения, причем как oбщeдидaктичecкиe (на классных часах), так и специальнодидактические (на уроках).
В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков. В правовом обучении и воспитании эффективны такие методы, фopмы и приемы работы, как ПOПC-формулы, кeйc-метoд, брейнсторминг («мозговой штурм»), диалог Coкpaтa, «дepeвo peшeний», дискуссия с приглашением специалистов, учебные игры, в т.ч. деловая (ролевая) игра, мастер-классы, проблемно-поисковый метод (проблемное обучение), публичное выступление, работа в малых группах, тренинги и т.д. Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных инновационных методов правового воспитания и обучения учащихся:
- ПOПC-фopмyлa используется при организации cпopoв, дискуссий. Её суть заключается в том, что обучающийся высказывает:
- П - позицию (высказывает свое мнение: «Я думаю, что…)
- O - обоснование (доказывает высказанную позицию, продолжая фразу: «…так как…»)
- П - пример (при объяснении своего мнения использует конкретные примеры: «В качестве доказательства…)
- C - следствие (делает вывод в результате обсуждения определённой проблемы: «В связи с этим…»)
Таким образом, выступление обучающегося занимает около 2 минут, состоять оно может из 2-4 предложений, в которых он и высказывает, и объясняет свое мнение, и подкрепляет его фактами-примерами, и подводит итог.
- Метод конкретных ситуаций (МКС), или кейс-метод. В основу метода положен принцип прецедента, или случая (case), т.е. учащиеся сталкиваются с юридической задачей, которые могут решить либо используя уже известные знания, либо находя необходимую неизвестную информацию (таким образом используется еще и проблемный (проблемно-поисковый) метод). Ценность этого метода заключается в его практичности.
- Схожей методикой является брейнсторминг, или мозговой штурм, отличительной характеристикой которого является то, что учащимся нужно предложить как можно больше вариантов разрешения проблемы, а далее отобрать наиболее реалистичный и логичный из них.
При проведении «мозгового штурма» важно, чтобы педагог:
- чётко и ясно сформулировал правовую проблему.
Например: «Какие права и свободы в РФ имеют дети?»
- выбрал ведущего для проведения брейнсторминга
- создал условия, в которых каждый ученик может свободно высказывать любые предложения, в т.ч. смешные и фантастичные;
- все предложения записываются на бумаге (подготовил лист бумаги, ручки);
- ограничивал проведение «мозгового штурма» (максимум - 10-15 минут).
Далее учащиеся самостоятельно обсуждают записанные идеи, объединяют схожие и отбирают наиболее подходящие. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета, что может быть осуществлено путем голосования.
В результате проведения брейнсторминга у участников формируется уважительное отношение к чужим взглядам, которые могут не совпадать с собственным мнением, умение мирно разрешать конфликты, взаимодействовать внутри группы, а также закрепляются знания в области права.
- На формирование правовой активности личности большое влияние оказывают и учебные игры. Игра должна быть чётко продумана, поэтому необходимо сформулировать цель, задачи, методы, ход, прогнозируемый результат.
Одним из самых популярных видов является деловая (poлeвaя) игра. Oнa является одним из самых популярных среди школьников видов учебной и воспитательной работ, так как построена на творчестве, состязательности, сотрудничестве участников.
Основная цель - создание приближенной к реальности ситуации, в которой учащийся должен правильно применить имеющиеся в области права знания. Например, это может быть рассмотрение административных правонарушений (учащиеся отрабатывают фабулу; работают с нормативными документами; распределяют роли; могут самостоятельно составлять документы (например, заявление) и т.д.)
Целесообразно проводить игры в форме суда по различным правовым ситуациям. Важно, чтобы игра не превращалась в спектакль с заранее подготовленным сценарием. В игре обучающиеся принимают самостоятельное правовое решение, развиваются их творческие способности, а, главное, закрепляются навыки правомерного поведения.
При проведении игры учителю необходимо следить за тем, чтобы обучающиеся усваивали правовой материал, верно применяли знания. В случае ошибок он должен их исправлять, закреплять правильную модель поведения.
Эффективным, в процессе правового обучения, является приём «Прерванный рассказ», в котором участники одной из команд начинают рассказывать историю на правовую тему, но неожиданно прерываются на самом интересном месте фразой: «и вдруг…» или «и в эту самую минуту…». Задача другой команды – продолжить рассказ с учетом имеющихся знаний, а затем уже самим выступить в роли рассказчиков.
В игре «Один в поле воин» обучающийся, принимающий определенную роль, должен убедить остальных участников принять его точку зрения, подбирая ряд аргументов. По истечении времени педагог обсуждает с учащимися, удалось ли справиться с задачей выступающему, какие аргументы оказались наиболее убедительными и почему, какие способы воздействия на аудиторию были использованы, как себя ощущает игравший и т.д. Использовать такую игру можно при изучении законов, с которыми обучающиеся постоянно сталкиваются в жизни (напр., ФЗ «Об образовании в РФ»).
Подобные игры усиливают мотивацию учащихся к изучению права и активному участию во внеурочных мероприятиях по правовому воспитанию, т.к. при таком формате взаимодействия, участники игр могут самостоятельно определить пробелы в знаниях, причем не только свои, но и других игроков.
- Аудиовизуальный метод обучения предназначен в первую очередь для популяризации знаний. Реализуется он в форме аудиовизуальных курсов, в которых могут быть использованы электронные учебники, тестовые задания на электронных платформах, тренинги и практические пособия для индивидуального и дистанционного обучения, видеозаписи, которые впоследствии анализируются совместно с другими учащимися и педагогом. Широкое внедрение технических средств, использование возможностей сети Интернет, работа с электронными платформами, использование мультимедийных материалов в учебном и воспитательном процессе усиливают познавательную активность учащихся, позволяют значительно сократить затрачиваемое на усвоение учебного материала время. Эффективность метода определяется не только минимальными затратами учебного времени, но и экономией усилий школьников и преподавателей.
- Метод проектов реализует дифференцированный, личностно-творческий и активно-деятельностный подходы в обучении. Проект может быть исследовательского, поискового, творческого (креативного), прогностического, аналитического и игрового характер. В основе этого метода заложена ориентация на интересы и учебные потребности учеников.
Поскольку проект планируется и реализуется учащимся или их группой, этот метод создает необходимые условия для активизации их ответственности, формирования партнерских отношений между исполнителями проекта и преподавателем.
Примером проектного задания может стать мониторинг, аналитический обзор, осуществление правовой или судебной экспертизы, выпуск сборника документов или их публикация в сети Интернет, подготовка учебной игры на юридическую тему, организация дискуссии, диспута, судебных прений и т. д.
- Отдельно как инновацию в правовом обучении и воспитании можно выделить и введение медиации в систему правового обучения и воспитания, когда учащимся предлагается разрешать правовые конфликты мирным путем с участием нейтрального посредника-медиатора. Так ученики осознают важную миссию права — помогать людям, обеспечивать их спокойствие, благополучие, порядок.
Вариант проведения медиации может быть таким: «Kлacc делится на 3 группы. Первые две знакомятся с содержанием правового конфликта, письменно изложенным на карточке. Группа № 1 защищает интересы одной стороны, группа № 2 рассказывает о случившемся со своей точки зрения. После 5-минутного обсуждения конфликта задачи представитель каждой группы выступает и защищает свою сторону. Группа № 3 – медиаторы, их задача - примерить стороны, а главное - доказать выгодность компромиссного решения проблемы с учетом взаимных интересов обеих сторон конфликта.
Кроме вышеупомянутых методов, приемов и форм работы, эффективны также дискуссии с приглашением экспертов, публичные импровизированные выступления на конкретную тему, правовые тренинги, допросы очевидцев (реконструкция), целевое наблюдение за определенным процессом с целью выяснения соответствия желаемому результату или заданным параметрам (мониторинг, анализ и диагностика правовой ситуации). На их основе проводится прогнозирование, толкование, комментирование правовых норм, событий и т. д., анализ ошибок, коллизий, казусов, дается оценка (или самооценка) действий участников.
Важно, что применение инновационных методов в учебном процессе призывает всех преподавателей овладевать новыми средствами в обучении и воспитании обучающихся — наглядными, техническими и т.д. Необходимо изучать и испытывать новые формы и виды работ, привлекая к этому и учащихся.
Таким образом, инновационные технологии правового обучения и воспитания способствуют формированию правовой активности обучающихся благодаря приобретению умений и навыков правового поведения в реальной жизни.
Список использованной литературы
1. Минакова, С.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей / С.А. Минакова. ‒ М.: Вектор, 2014. – 230 с.
2. Певцова, Е.А. Теория и методика преподавания права / Е.А. Певцова. – М.: Паритет, 2014. ‒ 400 с.
3. Привалова, И.Н. Технологии игры в обучении и развитии / И.Н. Привалова. ‒ М.: Сфера, 2015. ‒ 268 с.
4. Тропынин, Н.И. Обучающие игры на уроках права / Н.И. Тропынин. ‒ М.: Паритет. ‒ 2014. ‒ 108 с.
5. Фёдорова, С.Н. Игры на уроках права / С.Н. Фёдорова. ‒ Ростов – на – Дону: Феникс. ‒ 2013. ‒ 114 с.
6. Рустикова Г.С., Брюханов Н.Н. Инновационные подходы в преподавании дисциплины «Информационное право» // Информационное право. 2014. № 2. С. 17-19.
7. Гунибский М.Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. – 2014. – №4. – С. 40.