Будут ли знания, за которые в школе такая изматывающая борьба, востребованы?
Что реально должна сделать школа для того, чтобы дать возможность своим ученикам преуспеть в жизни? Воспитывает ли школа качество, которые на сто процентов пригодятся в жизни?
Научить человека с детства быть значимым, успешным, конкурентным ( пусть пока в рамках сверстников даже из 3 – 5 -7 человек) объяснить ему ценность этой успешности – не это ли одна из серьёзных задач школы?
Современные социально- экономические условия, характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений, навыков, которые он превращает в своего рода «Рабочий капитал».
Успешный человек выполняет свою работу лучше других. Он самостоятелен, не плывёт по течению, он сам выбирает направление своей жизни, ставит цели и определяет стратегию их достижения, он анализирует свои и чужые ошибки и корректирует планы, он способен выдвигать неожиданные идеи воплощать их в реальность .
Для формирования успешного человека необходимо психолога – педагогическое сопровождение. Что значит «Сопровождать»? В толковом словаре В.И.Даля написано : «Сопровождать – значит идти вместе с кем – либо в качестве спутника или провожатого». Именно сопровождение образовательного процесса и сотрудничества всех его участников обеспечивает условия для интеллектуального развития школьников и становления полноценной целеустремлённой личности. Таким образом решается личностно-ориентированное обучение на основе разноуровневых заданий.
Интеллект, в широком смысле, вся познавательная деятельность человека, в более узком смысле – мышление.
Интеллектуальное развитие непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях.
Само понятие интеллектуальное (умственное) развитие трактуется по разному.
Н.Д. Левитов даёт перечень общих критериев умственного развития:
- Самостоятельность мышления;
- Быстрота и прочность усвоения учебного материала;
- Быстрота умственной ориентации (находчивость) при решении нестандартных задач;
- Глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений (умение отличать существенное от несущественного);
- Критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.
Интеллектуальные умения по Бабанскому:
- Воспринимать
- Запоминать
- Быть внимательным
- Мыслить
- Обладать интуицией
Одной из задач личностно ориентированного обучения является – развить интеллектуальные способности ребёнка, его речи, мышления , память, внимание, воображение.
Именно психолого-педагогическое сопровождение помогает школьникам соотнести две жизненно важные сферы: «хочу» (свои интересы, склонности) и «могу» (способности). Ведь согласование этих двух сфер есть залог интеллектуального развития школы и становление успешной личности. То есть личностно-ориентированное обучение на основе разноуровневых заданий способствует развитию и формированию функциональной грамотности каждого ученика.
Всем известна поговорка: «Мечтать не вредно, вредно – не мечтать.»
Что значит мечтать?
Словарь : «Мечтать – это воображать, думать, представлять то, чего нет в настоящем».
Д.Дидро писал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком , ни мыслящим существом, ни просто человеком…»
Воображение – это способность вызвать образы. Человек, качественно лишенный этой способности, был бы пищей…»
В чем же смысл этого?
В том, что ребёнок мечтает, он способен представить себе образ желаемого результата и возможность возникновения препятствия на пути его достижения и соответственно выбрать правильную траекторию своей деятельности и конкретизировать свою мечту в виде цели. Как и мечта, цель д/б привлекательной, детально ИЗМЕРЯТЬСЯ ВО ВРЕМЕНИ ДЛЯ обязательного её ДОСТИЖЕНИЯ.