МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Изучение искусства в школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям казахстанской и зарубежной художественной культуры.
Главные цели обучения предмета «Изобразительное искусство» – развитие индивидуальных способностей учащихся, образного восприятия мира и произведений искусства; углубление и обогащение эмоциональной сферы чувств; формирование художественно-творческих способностей. «Современные школы Казахстана признаны воспитывать творческую личность, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной, государственной жизни», - так отмечено в Государственных Стандартах среднего образования [1, стр. 7]. Актуальность вопроса развития творческих способностей учащихся прослеживается во многих трудах современных психологов и педагогов. Во-первых, государству и обществу требуются творческие работники высокой квалификации. Во-вторых, цель педагогического процесса школы – это развитие нравственной и творческой личности. В-третьих, целью образования, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование образа человека сознательного, человека совершенного характера. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения определяется, прежде всего, реализацией педагогического творчества самого преподавателя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью детей. Каждый человек от природы наделен потенциалом творчества. Способности к творчеству, т. е. способности к самостоятельному созиданию нового, носят индивидуальный и полимерный характер, они также разнообразны, как разнообразны виды человеческой деятельности. Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности [2, стр. 12]. На сегодняшний день известно множество методов психологической активизации творческого мышления. Все они направлены на преодоление психологических барьеров, препятствующих творческому мышлению. К ним относятся мозговой штурм, корабельный совет, синектика, алгоритмические методы ТРИЗ [3, стр. 58]. Наиболее широко известен из методов этой группы «мозговой штурм», предложенный А. Осборном (США) еще в 40-х годах. "Мозговой штурм" – это метод коллективного поиска новых идей, основная его идея – снятие опасения «сказать что-нибудь не то» за счет того, что, во-первых, процесс генерации идей и их критика разделены во времени, во-вторых, требуется придумать как можно большее количество идей за ограниченное время, в-третьих, атмосфера всеобщего творчества эмоционально «заряжает» всех участников. Существует ряд модификаций «Мозгового штурма», есть даже варианты его проведения в одиночку. Согласно статистике, около 15% идей должны оказаться перспективными для получения новой идеи. Очень часто применяемым является "Корабельный совет" также является методом коллективного поиска идей, но отличается от «мозгового штурма» меньшей демократичностью и более строгим соблюдением установленных правил. «Корабельный совет» оказывается подходящим средством при поиске новых идей в экстремальных ситуациях, при дефиците времени. «Корабельный совет» является хорошо подготовленным и профессионально проведенным классическим производственным совещанием.
К менее известным методам психологической активизации творческого мышления относится использование аналогий, в том числе метод «Синектика». Этот метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году, он использует свойство нашего мозга устанавливать ассоциативные связи. Известно несколько видов аналогий: прямая, личная и фантастическая.
Прямая аналогия — используются готовые решения аналогичных задач в других областях знаний с последующей их адаптацией.
Личная аналогия — предлагается войти в роль изобретаемого объекта, сконцентрироваться на ощущениях и путях решения проблемы.
Фантастическая (сказочная) аналогия предполагает введение в задачу фантастических или сказочных средств или персонажей.
Очень полезной может быть Стратегия творчества Уолта Диснея, подробное описание которой легко найти в психологической литературе. Суть ее в том, что как при «мозговом штурме», процесс генерации новых идей отделяется от их критики, чем снимаются внутренние барьеры. Уолт Дисней мысленно расставлял по углам своей комнаты трех персонажей – Мечтателя, Критика и Реалиста. Затем воплощался поочередно в каждого из них. Встав на место Мечтателя, он придумывал новые идеи, предавался фантазиям. Переместившись в угол Критика, искал недостатки и слабые места, в пух и прах разбивая радужные замки Мечтателя. Переходя в угол Реалиста, Дисней взвешивал все «за» и «против» и искал оптимальный вариант. Эффективность такой стратегии доказана всей карьерой У. Диснея, проделавшего путь от бедного мультипликатора до создателя многомиллиардной империи и ставшего одним из самых успешных бизнесменов мира. Методов систематизированного поиска идей существует также немало, наиболее известными являются метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов и морфологический анализ. Метод контрольных вопросов используется для того, чтобы с помощью задаваемых в определенной последовательности вопросов лучше понять проблему. Таких списков контрольных вопросов разработано достаточное количество для разных областей деятельности. Вот пример одного из них:
1. Какова основная функция объекта?
2. Что представляет собой идеальный объект?
3. Что будет, если объекта не будет вообще?
4. В какой другой области выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
5. Можно ли разделить объект на части?
6. Можно ли неподвижные части объекта сделать подвижными?
7. Нельзя ли исключить предварительные операции?
8. Какие дополнительные функции может выполнять объект?
Метод фокальных объектов отличается простотой и неограниченными возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. Базируется он на установлении связей между фокусом и случайным словом и включает следующие шаги:
1. Определяем фокус (наш объект).
2. Выбираем случайные существительные — открываем словарь и выбираем наугад слова.
3. Подбираем к выбранным существительным подходящие по смыслу прилагательные.
4. Связываем прилагательные из п. 3 с фокусом из п.1 и по возникающим ассоциациям ищем решения;
5. Оцениваем полученные варианты и выбираем лучшие.
Из методов этой группы наиболее популярен морфологический анализ. Суть метода – в сравнении аналогичных объектов и определении их существенных составляющих. Главным инструментом является построение так называемого морфологического ящика - таблицы, «шапку» которой составляют выделенные существенные составляющие системы, а в столбцы вносятся возможные варианты их проявления. Выбирая случайным образом варианты существенных составляющих, получаем их новое сочетание и, соответственно, новую систему [2, стр.31].
Из алгоритмических методов решения творческих задач самой эффективной и наиболее глубоко проработанной является ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) и системы, созданные на ее основе. Основоположником ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер — инженер, изобретатель и писатель-фантаст (известный в этом качестве под псевдонимом Генрих Альтов) .
Основной инструмент ТРИЗ — Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ представляет собой ряд последовательных шагов, выявляющих и разрешающих противоречия, существующие в системе. В АРИЗ используется ряд творческих инструментов, такие как таблица устранения технических противоречий, стандарты решения изобретательских задач, вепольный анализ, указатель физических эффектов, методы развития творческого воображения [4, стр. 51].
В книге Романа Флореску «Изобразительное изобретение по правилам» создан ряд закономерностей при обучении ребят. Им же предложен цикл шагов: АЛгоритм СОчинения КАртин — АЛСОКА.
АЛСОКА — вспомогательное средство для мышления человека, позволяющее творить ирреальные художественные образы к картинам,
декоративно-прикладному искусству, скульптуре и архитектуре. Цель АЛСОКи — выработать у детей основные умения и навыки сознательного фантазирования в области искусства. Результатом АЛСОКи являются нестандартные произведения, созданные по правилам.
АЛСОКА состоит из семи крупных шагов:
1. Выбор технической системы
2. Поиск объектов замысла
3. Сочинение фантастического объекта
4. Составление композиции
5. Выбор колорита
6. Рассказ по созданной изобразительно-объемной системе
7. Измерение качества фантастического произведения [5, стр.154].
С проблемой обучения фантазированию мы сталкиваемся на уроках изобразительного искусства в начальной и средней школах, предложив своим ученикам нарисовать и слепить фантастический предмет.
Оказывается, что работы ребят банальны: напоминали чьи-то картины и скульптуры, а, кроме того, были совершенно беспомощны в цветовом и композиционном отношении. Дети не могут даже объяснить свой результат, и тем более — оценить качество произведения.
Становится ясно, что их надо учить созданию фантастических художественных образов, умению располагать объекты на плоскости и в пространстве, вырабатывая цветовую грамоту.
Обучать секретам фантазирования в изобразительном искусстве школьников — задача намного сложнее и ответственнее.
Как обстоит дело в изобразительном искусстве, скульптуре, архитектуре? Можно ли выявить механизм появления фантастических художественных образов? Если «да», то каков он?
Исследования в области изобразительной фантастики и модернизма показали, что такие закономерности, способствующие сочинению новых нестандартных образов, имеются [6, стр. 98].
Романом Флореску, последователем идей Г. Альтшулера, было выявлено девять приемов фантазирования для получения невероятного изобразительно-объемного образа, которые можно применять в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства:
Сделать наоборот
Увеличение — уменьшение
Универсализация
Дробление — объединение
Внесение — вынесение
Оживление
Изменение законов природы
Копирование или стилизация
Изменение цвета Все девять приёмов фантазирования (их ещё называют приёмами формообразования или трансформации формы) сводятся к двум моделям перехода от известного объекта (выбранного главного объекта) к фантастическому образу.
Модель первая, когда используется один приём фантазирования:
Модель вторая, при которой используется цепочка приёмов:
[5, стр. 44]
Подобные модели могут быть использованы учителем при создании фантастических героев и образов. Однако сам процесс выбора тех или иных методов и приемов развития творческого воображения не сводится к строгой, заранее известной пооперационной технологии, а включает необходимость оценки бесконечного разнообразия ситуаций, опоры на догадку и интуицию. Педагог нередко оригинально компонует, по своему использует известные элементы, придает своеобразную окраску педагогическому общению, модернизирует, усовершенствует известные ему средства и способы обучения. [2, стр.199]
Литература:
1. Государственные стандарты начального образования Республики Казахстан. – Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. Ы.Алтынсарина, 1998. – 223 с.
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. –М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.
3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979.
4. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Мн.:Беларусь, 1994.
5. Флореску Р. С. Изобразительное изобретение по правилам? - Молдова.: ООО "PRIMEXcom", 2005. – 205 с.
6. Флореску Р. С. Как сочинить картину, Ростов-на-Дону: Аспект-ТРИЗ, Россия, 1995. – 124 с.