Формирование и развитие основ здорового образа жизни у детей среднего школьного возраста
Школьный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому любая деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) должна иметь оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
Основными задачами охраны и укрепления здоровья детей являются:
- укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием - здоровья ребенка;
- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
- приобщение детей к традициям большого спорта.
После изучения и отбора необходимого содержания из методик был составлен перспективный план работы для детей , определены формы и методы работы.
Накопление у детей двигательного опыта происходит при проведении праздников: зимних на воздухе, легкоатлетических со спортивными играми; "Веселых стартов" с элементами эстафет и соревнованиями на ловкость, скорость и выносливость, которые обеспечивают возможность каждому ребенку раскрыть свои способности, при этом давая ему право на творчество.
Физическая деятельность сама по себе приятна. Умеренная мышечная нагрузка всегда улучшает самочувствие и поднимает настроение. Физические нагрузки лучший способ разрядки. Физкультурные праздники и досуги при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность, дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполняемых им и другими детьми движений; радоваться успехам другого.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния. Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.
В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья, стенды в раздевальной и групповой комнат. В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья. Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ: Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон, гимнастика после сна. Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Но особенно важно знать детям о значимости воспитания здорового образа жизни.
Для детей был подготовлен цикл бесед, викторин направленных на формирование у детей основ здорового образа жизни.
Образовательная деятельность проводится в совместном блоке. Беседы помогают расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Беседы помогают детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков. Данные беседы расширяют воспитанников о питании и его значимости, учат детей обращаться с опасными предметами, а также основам безопасности жизнедеятельности.
Каждую пятницу с детьми проводятся спортивные досуги, темы которых подбираю к теме недели. («Малые олимпийские игры», «Пришла зима», «Юные спортсмены», «Джунгли зовут», «В стране веселых мячей» и т.д.)
Также использую комплексы по профилактике плоскостопия, укрепления спины.
Была разработана картотека подвижных игр для детей, физкультурных минуток.
Дети отражают полученные знания и в художественно-эстетическом творчестве. Рисование по темам «Моя любимая подвижная игра», «Виды спорта», «Мы на прогулке», «Овощи и фрукты» и т.д. Лепка (аппликация) «Дети делают зарядку», «Ягоды, грибы», «Спортивный инвентарь» и т.д.
Работая с моими детьми , я стараюсь воспитать у них любовь к физкультуре, спорту, движению, мышечной работе; всегда это поощряю, направляю, чтобы зарожденная радость в движении сохранилась на всю жизнь.
«Движение-жизнь» - такого девиза я придерживаюсь, ведь целенаправленная двигательная активность-это залог здоровья. С детьми провожу утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, гимнастику после дневного сна, подвижные игры, физкультминутки на занятиях, индивидуальную работу по развитию движений, физкультурные досуги, праздники, дни и недели здоровья, дыхательные упражнения, закаливающие процедуры.
Проводимая мною работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни даёт следующие результаты у детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье.