В древние времена левши считались опасными людьми, связанными с нечистой силой. За это могли и убить. Ребёнка, всё делающего левой рукой, насильно заставляли использовать правую. Даже учитель будущего короля Англии Георга V привязывал левую руку мальчика за спину, заставляя писать правой и тем самым причиняя ребёнку ужасные страдания. Хотя применять насилие, если ваш ребёнок родился левшой, вовсе небезопасно. У переученных левшей часто встречаются такие невротические нарушения, как страхи, энурез, тики, нарушения движения, вялость, заторможенность, заикание, повышенная раздражительность, нарушения сна и аппетита, двигательное беспокойство, неусидчивость.
Ученые выдвигают следующую гипотезу: в древние времена люди пользовались левой и правой руками в равной степени. Всё изменилось, когда человек начал говорить. Работа мозга - та причина, по которой человек становится левшой либо правшой. Известно, что левое полушарие мозга контролирует правую сторону тела, а правое - левую. Человеческая речь связана с работой левого полушария, поэтому чем больше развивалась в человеке способность говорить, чем более значительную роль играла речь в его жизни, тем больше развивалось и становилось влиятельным левое полушарие его мозга, а соответственно и правая, контролируемая им часть тела. Правое полушарие же постепенно отставало в своем развитии от левого. Вот почему левши часто медленнее говорят и читают. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и специализация полушарий. Кстати, дети с такими признаками могут быть и не левшами (то есть действовать правой рукой), но при этом мозг развивается у них как у левшей. Поэтому в группу риска входят не только истинные левши, но и правши с левшеством в роду и амбидекстеры (одинаково владеющие обеими руками).
Выбор правой или левой руки - не каприз ребёнка. Он связан с распределением ролей между полушариями головного мозга. Это заложено в человеке от рождения. Многие левши, переученные с детства, всю жизнь пишут и едят правой рукой. Зато все, чему обучаются самостоятельно, они делают левой. Правая рука остаётся менее ловкой, менее приспособленной к труду. Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции. Например, у «чистого» правши (таких в странах Европы примерно 42%) за речь, чтение и письмо отвечает левое полушарие. Правое - имеет более глобальные функции: в его ведении находится восприятие музыки, звуков природы. У «чистых» левшей (примерно 10%)- все наоборот. Поэтому, когда левшу заставляют писать правой рукой, он не может задействовать своё правое полушарие, ответственное за контроль речи, чтения и письма.
Выбор руки для письма на основе доминирующей руки- чрезвычайно ответственный шаг, и он должен быть сделан до начала обучения письму. Наблюдение за своим ребёнком уже в возрасте двух-трёх лет поможет родителям определить его ведущую руку: какой рукой - правой или левой - он тянется к игрушке. Прежде чем окончательно отдать предпочтение какой-либо руке, малыш тысячи раз путём проб и ошибок будет перекладывать игрушку, ложку, карандаш из одной руки в другую. С какой ножки он идёт к привлекающему его объекту? Какой глаз закрывает, целясь из игрушечного пистолета? Какой рукой берёт телефонную трубку? К какому уху прикладывает? Однако доминирующая рука отчётливо устанавливается только к трём-пяти годам. В этом возрасте можно использовать следующие функциональные тесты: переплетение пальцев, «аплодирование», перекреста рук на груди (поза Наполеона), «прицеливание».
В качестве тестов могут выступать и такие простые игровые задания: рисование правой и левой рукой, открывание коробочки, вырезание ножницами, нанизывание бисера, развязывание узелков. В каждом задании оценивается степень активности правой и левой руки, на основании этого делается заключение о том, какой рукой целесообразно учить ребёнка писать. Леворуким считается ребёнок, набравший больше плюсов по левой руке. Однако, даже если ребёнок получил больше плюсов по правой руке, но качество его рисунков левой рукой выше, чем правой, то не стоит принуждать его писать правой рукой.
Ребёнок-левша («правополушарный») – намного отличается от своих сверстников. Обычно это очень эмоциональные дети, с яркой художественной одарённостью. Уже в возрасте трёх лет они проявляют тягу к рисованию, лепке, музыке, танцам. В качестве примера назовём таких гениальных людей: Микеланджело, Леонардо да Винчи, А. Пушкин, Л. Толстой, Ф. Шопен, Ч. Чаплин.
Нередко родители, замечая склонность ребёнка к предпочтению левой руки, стремятся исправить этот «недостаток». Чаще всего это происходит насильственно (наказание, надевание варежки на левую руку, привязывание левой руки к спине и т. д.) В тоже время, широко известны случаи ненасильственного переучивания: ребёнок стремится делать всё, как взрослый или подчиняется просьбе родителей, стремясь заслужить их похвалу (даже если выполнение действия ему не очень удобно). В таких случаях родители могут и не подозревать, что их ребёнок левша. Однако в связи с тем, что полушария мозга выполняют несвойственные им функции, это может отразиться на познавательной сфере организма ребёнка, т.е. могут проявиться:
- Снижение способности зрительно-двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, имеют плохой почерк.
- Трудности при анализе пространственных соотношений:
- искажение формы и пропорции фигур или при графическом изображении;
- зеркальность письма;
- пропуск и перестановка букв при письме;
- оптические ошибки при письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н);
- ошибки при определении правой и левой сторон;
- при определении расположения предметов в пространстве (над, под, на, за);
- стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок (они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут).
3.Медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала;
4.Слабая концентрация внимания, трудности переключения и концентрации.
Перечисленные особенности, конечно же, влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего, письмом и чтением, в усвоении которых у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности. Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), счёта, конструктивных процессов, эмоций.
В эмоциональной сфере леворуких детей отличает:
- повышенная чувствительность;
- повышенная ранимость;
- чрезмерная впечатлительность;
- тревожность;
- обидчивость;
- раздражительность;
- сниженная работоспособность;
- повышенная утомляемость.
Поэтому такие дети очень легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Они капризны, плаксивы, упрямы, подвержены приступам ярости и гнева. Понятно, что это существенно осложняет адаптацию к школе. Но в целом, если взрослые найдут правильные методы воспитания, то проблемы будут разрешимы.
Как же надо вести себя родителям с ребёнком-левшой?
Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребёнка, специалисты рекомендуют:
- быть с ним чуткими и доброжелательными;
- создавать благоприятный климат в семье и устраивать почаще для него приятные сюрпризы;
- не воевать с ним из-за излишней настырности. Выходки упрямства стараться завуалировать какой-нибудь игрой;
- принять, как должное особенности ребёнка и не пытаться превратить его в правшу;
- хвалить за успехи и поощрять его художественные или музыкальные способности, но не стремиться сделать из него вундеркинда;
- не предъявлять к нему завышенных требований.
Обучая ребёнка чтению или письму, учитывая особенности его познавательной сфер- руководствуйтесь принципом удовольствия (разумеется для него!). Занимаясь с ним, никогда не доводите ребёнка до слёз.
Как не надо вести себя родителям с ребёнком-левшой?
- насмехаться и подшучивать над ребёнком по поводу его леворукости;
- подчёркивать при знакомых «исключительность» ребёнка со знаком минус;
- пытаться его переучивать и наказывать за неподчинение вашим требованиям - всё делать правой рукой;
- обучая его чтению или письму, - ругать, унижать, обзывать за неудачи.
Дома и в школе необходимо создать ребёнку специальные условия: выделить ему место за партой или столом с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа; позаботиться о том, чтобы свет из окна или от настольной лампы падал на его рабочее место с правой стороны.