Методика проведения игровых видов работы
Труфанова Татьяна Викторовна
Национальная доктрина развития образования ставит перед учителем задание создать ребенку условия для его максимального самоопределения и саморазвития. Для этого процесс обучения должен быть построен с максимальным приближением к запросам, способностям, особенностям и возможностям ребенка. Обучающая игра является одна из действенных способов вовлечения учеников в образовательную деятельность, получения радости от процесса познания. Именно она имеет большое значение в удовлетворении детской потребности познавать мир, исходя из психического и физического мира ребенка с первых дней его существования.
Проблеме использования игры в образовательном процессе уделяют внимание такие ученые, как А. Балаев, Д. Кавтарадзе, Г. Китайгородская, Е. Пассов, М. Скаткин, А. Смолкин, Д. Эльконин и другие.
Игра – единственный вид деятельности, когда процессу придается больше значения, чем результату. Мотив игры лежит в самом процессе, который служит результатом, а результат – новым этапом продвижения вперед. Особенность обучающей игры заключается в том, что ее цель достигается незаметно для ученика, нет никакого насилия над личностью. Поэтому для успешного руководства играми важно уметь завоевать доверие учеников, а это возможно только при условии, когда учитель относится к игре серьезно, с интересом, понимает переживания детей, дает простор детскому творчеству, сам принимает активное участие в этом.
Такой вид работы можно предлагать в начале урока, так как игра может помочь ученику сосредоточиться, выделить главное, направить внимание на самостоятельную деятельность, на поиск решения задач, поставленных учителем. Когда же дети устали, им целесообразно предложить подвижную игру, а игры, связанные с сильным эмоциональным возбуждением, следует организовывать только в конце урока.
Необходимо помнить о том, что игры нужно проводить систематически и целенаправленно, желательно на каждом занятии, начиная с элементарных игровых моментов, постепенно усложняя их в связи с накоплением у учеником знаний, выработкой умений и навыков, развитием логического мышления, воспитанием самостоятельности, сообразительности, то есть таких качеств интеллектуальной сферы, которые характеризуют творческую личность. А в старших классах это должны быть деловые игры, приближенные к жизненным условиям.
Задачи, которые решаются в процессе игры:
- обогащение эмоционального опыта путем усвоения учениками системных знаний;
- развитие мышления ребенка в плане осознания своей роли и своего места в мире природы и людей;
- общее развитие ребенка, включая языковую культуру и культуру общения в разных сферах жизни.
Содержание обучающей игры должно быть интересным и важным для ее участников, а всякое игровое действие должно заканчиваться получением определенного результата, который несет в себе образовательную и воспитательную ценность, познания базируется на знаниях, навыках и умениях, которые были получены на уроках и обеспечивает возможность ученикам выбирать рациональные и эффективные решения, при этом учит критически оценивать себя и окружающих.
Связь игры с практикой реального общения – одно из самых важных социально-психологических требований. Практика показывает, что не существует универсальной игры, которая будет интересной для всех учеников, классов. Игра эффективна только в сочетании с другими методами и средствами обучения.
Обучающая игра может длиться от нескольких минут до целого урока, но в любом случае имеет три основных этапа:
-подготовительный (формируется цель игры, разрабатывается поэтапный сценарий (от простого к сложному), готовится оборудование, распределяются роли и т. д.);
-непосредственное проведение игры;
-обобщение, итог, который приведет ученика к собственному результату.
Игра не отменяет полностью традиционных форм и методов обучения, она рационально их дополняет, помогает более эффективно достичь не только поставленные цели и задачи конкретного урока, но и всего процесса обучения. Одновременно игра стимулирует рост познавательной активности, что позволяет ученикам получать и усваивать большее количество информации, улучшает отношения между ее участниками и учителем, потому что предполагает неформальное общение, повышает самооценку участников игры, снимает страх перед неизвестным, адаптирует в современной жизни.
Так как игра – это «цепочка» проблемных ситуаций познавательного, практического и коммуникативного характера, то она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, т. е. формирует индивидуальный опыт этой деятельности. Важным также есть то, что игра – средство развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать, отстаивать в дискуссии собственную точку зрения, опровергать другие, находить неординарные решения проблемы.)
Д. Кавтарадзе считает, что игра дает внушительный эффект, если она психологически и педагогически правильно организована:
- определена ее роль в процессе обучения в соотношении с другими методами;
- создана ситуация, которая моделирует будущую профессию или жизненную ситуацию;
- создан благоприятный климат, в котором все участники чувствуют себя раскрепощенно в атмосфере взаимодействия [1, с.53].
Следовательно, к использованию обучающей игры нужно подходить вдумчиво и осторожно. Наиболее продуктивными и эффективными игры будут на уроках обобщения полученных знаний, их закрепления или отработки практических умений и навыков. Игра развивает функции самоорганизации и самоуправления, снимает напряжение, помогает проверить себя в разных ситуациях.
Литература
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. – М. : Просвещение, 2009. – 176 с.