Этапы работы концертмейстера с вокалистом при подготовке к концертному исполнению
Работа концертмейстера в ДШИ и ДМШ разнообразна, включает в себя как теоретические, так и практические знания и навыки, которые не существуют вне творческого подхода к работе и позволяют создавать и открывать что-то новое на известные нам вещи.
На протяжении практики концертмейстер сотрудничает с различными исполнителями, работа с которыми включает две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение. На примере взаимодействия концертмейстера с вокалистом мы рассмотрим этапы работы при подготовке к концертному исполнению.
Необходимо отметить, что большую роль в успешном концертном исполнении играет правильно и удобно выбранный репертуар. Это не значит, что в работу нужно брать произведения, которые не представляют сложности для исполнителя, наоборот, они необходимы для профессионального роста, но для концертов лучше выбирать сочинения из репертуара, которые наиболее удачно отработаны и интересны для слушателя.
«Наличие приятного для слуха звучания, свободное легкое преодоление всех технических трудностей, проникновенная выразительная фраза и т.д.– все это делает неотделимым определения «хорошо» и «интересно». – так сказал Ганс Бюлов.
«Хорошо и интересно» на публику - это длительный рабочий процесс, в основе которого тесное взаимодействии вокалиста и концертмейстера, которые за время совместной работы должны научиться чувствовать друг друга, слышать друг друга, помогать друг другу, т. к. при исполнении на публике, могут возникнуть заминки, сбои, связанные с психологическим состоянием или внешними факторами. В подобных ситуациях необходимо быстро ориентироваться и принимать решение, брать ответственность за себя и партнера, главное – не растеряться и продолжить исполнение.
При подготовке к концертному исполнению концертмейстеру нельзя решать чисто технические задачи, необходимо координировать свои исполнительские действия с вокалистом: своевременно подготовить взятие дыхания и цезуру певца, а также с умением ритмически-пропорционально поддержать агогические отступления вокалиста. Если произведение мало знакомо, не на слуху, необходимо проиграть партию вокалиста, как для себя, так и для него, исполнить партию с упрощенной фактурой аккомпанемента. Работа концертмейстера с солистом предполагает владение фортепианной партией, знание партии партнера, «отход» на второй план по отношению к вокалисту и в связи с этим умение контролировать баланс звучности. Необходимо осознавать и ощущать разницу ансамбля с певцом и инструментального ансамбля, который однороден по своему составу, в отличие от вокально-инструментального: ощущать смысл произведения не только в мелодии, но и в поэтическом тексте, учитывать паузы и особенности дыхания певца, знать каким образом строится вокальная фраза, ее логику, выразительность произнесения слова.
Аккомпанемент часто выполняет выразительные функции: «договаривает» невысказанное солистом, подчеркивает и углубляет содержание музыки, создает фон. Иногда из простого сопровождения он превращается в равноценную партию ансамбля. Звучание аккомпанемента может вызвать разный по качеству певческий звук. Поэтому необходимо постоянно следить за звучанием инструмента. Музыкальное сопровождение всегда подсознательно ощущается исполнителем и вызывает у него ответную реакцию.
Работа над произведением должна протекать «вместе», т.е. в ансамбле, необходимо учитывать мнение обеих сторон, но приводить его к общему, что всегда сложно, если и с той, и с другой стороны лидеры. Спорные моменты лучше разрешать при помощи совета коллег, либо опираясь на исполнение мэтров и не доводить до конфликтов, т. к. это может отразиться в момент выступления с этим произведением.
Когда солист и концертмейстер длительное время работают вместе, складывается общий для них исполнительский план: соотношение темпов, динамики, фразировка и т.д., но иногда солист может отступить от привычной трактовки, и для того, чтобы концертмейстер мог быть удобным партнером, настоящим помощником солиста, он должен уметь быстро сориентироваться, что зависит от чуткости концертмейстера.
Подход к подготовке публичного выступления индивидуален и очень различен. Тем не менее, можно выделить общие принципы:
- планировать работу над наиболее трудными музыкальными произведениями необходимо заранее, во избежание некачественных результатов и срывов, приводящих к появлению страха перед публикой;
- при выступлении на сцене должно быть повышенное внимание к исполняемому произведению;
- разумно распределять силы перед выступлением;
- вспомнить просьбы вокалиста;
- настроиться на характер произведения.
Но как бы себя не настраивал, выступление на публике - всегда большой труд. Выходя на сцену, музыкант часто думает, как и где лучше встать, будет ли звучать голос или рояль, не забудет ли он текст, как он выглядит со стороны. Все эти вопросы вызывают торможение выработанных навыков. Из-за этого можно не показать и половины того, что казалось хорошо отработано. Излишнее волнение, причиной которого является пребывание на сцене, нарушает нормальное, привычное повторение произведения. Поэтому важна психологическая подготовка. Для уверенности в себе помогают воспоминания о сюжете произведения, которые помогут настроиться и отвлечь от влияния зала. Если использовать материал предварительной работы на концерте, «войти в образ», то нервная система будет иначе реагировать на сцену, обстановка не будет мешать исполнению, не вызовет торможение выработанных навыков.
Таким образом, работа концертмейстера с вокалистом при подготовке к концертному исполнению складывается из нескольких этапов: выбор репертуара, разучивание партий, работа над ансамблем и художественным замыслом и концертное исполнение. А успешным концертным выступлением считается взаимодействие вокалиста и концертмейстера.
Список используемых источников
1. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. - М.: 2002.
2. Островская Е.А. Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства: монография/Под редакцией А.И. Демченко. — Госуд. автон. образоват. учр-е средн. профес. образ-я «Рязанский муз. колледж им. Г. и А. Пироговых». – Рязань: 2012.
3. Шендерович Е. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. М.: 1996.