Этапы работы концертмейстера с вокалистом при подготовке к концертному исполнению - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 238
  • Скачиваний: 13

Этапы работы концертмейстера с вокалистом при подготовке к концертному исполнению

Работа концертмейстера в ДШИ и ДМШ разнообразна, включает в себя как теоретические, так и практические знания и навыки, которые не существуют вне творческого подхода к работе и позволяют создавать и открывать что-то новое на известные нам вещи.

На протяжении практики концертмейстер сотрудничает с различными исполнителями, работа с которыми включает две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение. На примере взаимодействия концертмейстера с вокалистом мы рассмотрим этапы работы при подготовке к концертному исполнению.

Необходимо отметить, что большую роль в успешном концертном исполнении играет правильно и удобно выбранный репертуар. Это не значит, что в работу нужно брать произведения, которые не представляют сложности для исполнителя, наоборот, они необходимы для профессионального роста, но для концертов лучше выбирать сочинения из репертуара, которые наиболее удачно отработаны и интересны для слушателя.

«Наличие приятного для слуха звучания, свободное легкое преодоление всех технических трудностей, проникновенная выразительная фраза и т.д.– все это делает неотделимым определения  «хорошо» и «интересно». – так сказал Ганс Бюлов.

«Хорошо и интересно» на публику - это длительный рабочий процесс, в основе которого тесное взаимодействии вокалиста и концертмейстера, которые за время совместной работы должны научиться чувствовать друг друга, слышать друг друга, помогать друг другу, т. к. при исполнении на публике, могут возникнуть заминки, сбои, связанные с психологическим состоянием или внешними факторами. В подобных ситуациях необходимо быстро ориентироваться и принимать решение, брать ответственность за себя и партнера, главное – не растеряться и продолжить исполнение.

При подготовке к концертному исполнению концертмейстеру нельзя решать чисто технические задачи, необходимо координировать свои исполнительские действия с вокалистом: своевременно подготовить взятие дыхания и цезуру певца, а также с умением ритмически-пропорционально поддержать агогические отступления вокалиста. Если произведение мало знакомо, не на слуху, необходимо проиграть партию вокалиста, как для себя, так и для него, исполнить партию с упрощенной фактурой аккомпанемента. Работа концертмейстера с солистом предполагает владение фортепианной партией, знание партии партнера, «отход» на второй план по отношению к вокалисту и в связи с этим умение контролировать баланс звучности. Необходимо осознавать и ощущать разницу ансамбля с певцом и инструментального ансамбля, который однороден по своему составу, в отличие от вокально-инструментального: ощущать смысл произведения не только в мелодии, но и в поэтическом тексте, учитывать паузы и особенности дыхания певца, знать каким образом строится вокальная фраза, ее логику, выразительность произнесения слова.

Аккомпанемент часто выполняет выразительные функции: «договаривает» невысказанное солистом, подчеркивает и углубляет содержание музыки, создает фон. Иногда из простого сопровождения он превращается в равноценную партию ансамбля. Звучание  аккомпанемента может  вызвать  разный  по  качеству  певческий  звук.  Поэтому  необходимо  постоянно  следить  за  звучанием  инструмента. Музыкальное  сопровождение  всегда  подсознательно  ощущается  исполнителем  и  вызывает  у  него  ответную  реакцию.

Работа над произведением должна протекать «вместе», т.е. в ансамбле, необходимо учитывать мнение обеих сторон, но приводить его к общему, что всегда сложно, если и с той, и с другой стороны лидеры. Спорные моменты лучше разрешать при помощи совета коллег, либо опираясь на исполнение мэтров и не доводить до конфликтов, т. к. это может отразиться в момент выступления с этим произведением.

Когда солист и концертмейстер длительное время работают вместе, складывается общий для них исполнительский план: соотношение темпов, динамики, фразировка и т.д., но иногда солист может отступить от привычной трактовки, и для того, чтобы концертмейстер мог быть удобным партнером, настоящим помощником солиста, он должен уметь быстро сориентироваться, что зависит от чуткости концертмейстера.

Подход к подготовке публичного выступления индивидуален и очень различен. Тем не менее, можно выделить общие принципы:

- планировать работу над наиболее трудными музыкальными произведениями необходимо заранее, во избежание некачественных результатов и срывов, приводящих к появлению страха перед публикой;

- при выступлении на сцене должно быть повышенное внимание к исполняемому произведению;

- разумно распределять силы перед выступлением;

-  вспомнить просьбы вокалиста;

- настроиться на характер произведения.

Но как бы себя не настраивал, выступление  на  публике - всегда большой труд. Выходя  на  сцену, музыкант часто думает, как и где лучше  встать, будет  ли  звучать  голос или рояль, не  забудет  ли  он  текст, как  он  выглядит  со  стороны. Все  эти  вопросы  вызывают  торможение выработанных  навыков. Из-за  этого  можно не  показать  и  половины того, что  казалось  хорошо  отработано. Излишнее  волнение, причиной  которого  является  пребывание  на  сцене, нарушает  нормальное, привычное повторение произведения. Поэтому важна психологическая подготовка. Для уверенности в себе помогают воспоминания о сюжете произведения, которые помогут настроиться и отвлечь от влияния зала. Если использовать  материал  предварительной  работы  на  концерте,  «войти  в  образ», то  нервная  система  будет  иначе  реагировать  на  сцену, обстановка  не  будет  мешать исполнению, не  вызовет  торможение  выработанных  навыков.

Таким образом, работа концертмейстера с вокалистом при подготовке к концертному исполнению складывается из нескольких этапов: выбор репертуара, разучивание партий, работа над ансамблем и художественным замыслом и концертное исполнение. А успешным концертным выступлением считается взаимодействие вокалиста и концертмейстера.

Список используемых источников

1. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. - М.: 2002.

2. Островская  Е.А.  Психологические  аспекты  деятельности  концертмейстера  в  музыкально-образовательной  сфере  инструментального  исполнительства:  монография/Под  редакцией  А.И.  Демченко.  —  Госуд.  автон.  образоват.  учр-е  средн.  профес.  образ-я  «Рязанский  муз.  колледж  им.  Г. и А.  Пироговых».  – Рязань: 2012.

3. Шендерович  Е. В  концертмейстерском  классе.  Размышления  педагога.  М.:  1996.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: