Формирование правовой культуры младших школьников во внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 131
  • Скачиваний: 4

Аннотация. Данная статья посвящена такой проблеме, как формирование  правовой культуры младших школьников во внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению. В которой рассматриваются теоретические основы понятия правовое образование , какие формы и методы можно использовать во внеурочной работе

Правовое образование - это целенаправленный процесс правового воспитания и обучения, целью которого является формирование правовой культуры школьников, включающее в себя правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.

Тема правового воспитания особенно актуальна в настоящее время. Каким насущным жизненным потребностям личности должно в современных условиях соответствовать содержание правового воспитания?

Системные правовые знания помогут человеку лучше разбираться в существующих общественных отношениях (значительная часть которых регулируется нормами права), осознать динамические процессы, происходящие в обществе. Развитие в России рыночных отношений делает необходимым для достижения человеком жизненного успеха развитие таких свойств личности как предприимчивость, деловитость, умение быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, выбирать наиболее целесообразный способ действия и форму поведения. При этом знание правовых норм и умение применять их на практике оградит человека от ошибок, поможет действовать в своих интересах наиболее уверенно и правомерно. Очень актуальным для каждого человека является знание своих прав и свобод и предусмотренных законом способов их защиты, а также наличия опыта в этой деятельности. Знание гражданином своих обязанностей, наличие установки на их неукоснительное выполнение. В условиях сложной криминогенной ситуации правовое образование может стать дополнительным фактором обеспечения безопасности личности от преступных посягательств и от вовлечения в преступную среду.

Итак, существует проблема: разрешение противоречий возникших  между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества; снижение воспитательного воздействия, насаждения культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации.

Исходя из этого, можно говорить об актуальности гражданско-патриотического воспитания, а в частности – правовой культуры детей.

Важная роль в решении задач правового образования российских граждан принадлежит школе. Именно школа призвана заложить основы правовой культуры граждан.[6, с.32-33]  Необходимо создать систему гражданско-патриотического воспитания в рамках организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО в условиях  территориального расположения школы.

Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон. Поэтому правовое воспитание нужно начинать с раннего возраста (младшее звено школы).

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической  и коррекционной поддержки, экскурсии, кружки, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Правовая культура – вид духовной культуры, охватывающий своим содержанием все ценности, созданные деятельностью людей в области права.

Цель правового образования — заложить основы гуманистической правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, законопослушной, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите как применительно к себе, так и к другим людям, а также наделенной гражданским самосознанием и общественно активной.

У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. В последнее время появилось большое количество книг и пособий по защите прав детства. На наш взгляд, их общим серьезным недостатком является то, что права ребенка в них рассматриваются отдельно от вопросов детской ответственности. Может, именно поэтому дети протестуют против излишней опеки с помощью девиантного (негативного) поведения, грубого тона, неуважительного отношения к взрослым.

Большую работу по распространению знаний о правах человека, правах ребенка ведет Центр по правам человека ООН (г. Женева). Здесь были изданы: пособие «АБВ: преподавание прав человека. Практическая деятельность в начальной школе»

Достаточно активная работа в указанном направлении разворачивается и в России, где еще в начале 1990-х гг. в качестве учебника и рабочей тетради для начальных классов был утвержден комплект из двух книг: «Ваши права!» и «Права на всякий случай» (Е. Шабельник, Е. Каширцева). Позже появились учебник для начальных классов «Права ребенка» (Е. Шабельник), рабочая тетрадь «Изучаем права человека» (В. Антонов), «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых» (в пересказе А. Усачева), «Азбука прав человека» и программа спецкурса «Права ребенка». [Приложение 1] Благодаря внедрению этой программы в Волгограде школьники начинают знакомиться со своими правами с 1-го класса, поскольку специальный курс «Азбука права» включен в учебный план начальной школы.

В отдельных регионах и областях создаются свои программы по правовому воспитанию, которые успешно реализуются.  Например, интересен опыт Кемеровской области, где  вышло красочно оформленное издание под названием «Права ребенка и обязанности государства. Книга для первоклассников и их родителей». Ее вступительная статья начинается словами: «Дорогой первоклассник!.. Я очень! хочу, чтобы ты хорошо усвоил свои права и грамотно ими пользовался!», а заканчивается подписью: «С уважением — твой старший товарищ, губернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев»  Книга — яркий пример уважительного отношения к детям.

Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что обучающиеся  с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества и формирования так необходимой, особенно в наше сложное время, правовой культуры.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных начальному школьному возрасту.

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.

Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно.

И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

Воспитательная работа на внеурочных занятиях даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по правовому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

Таким образом, мы сделали вывод, что правовое воспитание в младшем школьном возрасте весьма необходимо, так как именно в этот период своей жизни ребенок начинает осознавать происходящее вокруг, именно в этом возрасте формируются первые задатки самооценки, и если упустить тот момент, когда ребенок наиболее внушаем, и еще абсолютно доверяет взрослому, можно не суметь воспитать образцового гражданина правового государства.

Список литературы:

1.Баженов В.Г., Баженова В.П.Правовое воспитание школьников в процессе внеклассной и внеурочной работы // Нравственно-правовое воспитание учащихся: Из опыта работы: Книга для учителя /Сост. А.Ф. Никитин. -М.:Просвещение, 1986.- 143с.

2.Мокиевская, Н.Е. Педагогические условия правового образования младших школьников: дис. .канд. пед. наук Электронный ресурс. /  Н.Е. Мокиевская. -URL http://www.lawlibrary.ru/author.sjbf.

Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков [Электронный ресурс]. URL: http: //tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004 /kon1.11/sek2/2/#"justify">14.Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред. проф. В.К. Бабаева, - М.: Юрист, 2005. - 540 с. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" [Электронный ресурс]. http://vb2.userdocs.ru/pravo/520868/index.htmlpage=22 Дата публикации 07.03.2014; Размер 6.88 Mb.

5.Федорова, И.Н. Воспитание основ правовых представлений младших школьников: дис. канд. пед. наук Электронный ресурс. / И.Н. Федорова . -URL http://www.lawlibrary.ru/author.hik

Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. - М.: Лань, 2003. - 254с. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н. Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К.Бабаева, - М.: Лань, 2003. - 380 с.

8.Васильев К.Ю. Гражданское воспитание учащихся. М. 1992 г.

Гавриш Е.М. Правосознание как элемент правовой культуры школьников, М.: 2003. - 370 с. Давыдов Г.П. и др. Правовое воспитание в системе работы школы.- М., 1976.11. Ивлева Л.Г. Внеклассные мероприятия по гражданско – правовому воспитанию школьников: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 2001.- 360с. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России: Книга для руководителя школы/ Под ред. Н. И. Элиасберг.— СПб.: СпецЛит,2001.-443с.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: