Современные подходы к оцениванию результатов обучения - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 128
  • Скачиваний: 7

учитель биологии МБОУ «СОШ № 38»

г.Ангарск, Иркутская обл.    

Современные подходы к оцениванию результатов обучения

В основе стандарта второго поколения лежит деятельностный подход, направленный на формирование способов деятельности.  И поэтому оценка выступает и как цель и как средство обучения.

За основу оценивания берется не шкала, используемая при стандартном оценивании, а механизм взаимодействия учитель – ученик – родитель.

Различают оценки: внутренняя оценка (формирующая) и внешняя оценка (суммирующая).

Формирующее оценивание нацелено на достижение индивидуальных показателей каждого ученика.

   Формирующим данный вид называется потому, что оценка ориентирована на каждого ученика, направлена на выявление пробелов в усвоении учащимся программы для того, чтобы восполнить пробелы с максимальной эффективностью. Оно является наиболее эффективным средством повысить учебные достижения учащихся  и свести к минимуму разрыв между успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении.

При внедрении формирующего оценивания в учебную деятельность прослеживается рост каждого  учащегося.

Новых оценочных технологий построенную на следующих основаниях:

  • Оценивание выступает постоянным процессом, интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание реализуется  практически на каждом занятии, а не только в конце учебной четверти или года.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  • Система оценивания реализуется таким образом, что учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность и приобретают навыки к оценки и самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.

Изменения в системе оценивания можно проиллюстрировав следующими изменениями

Основные параметры сложившейся практики оценивания образовательных достижений учащихся

Основные параметры современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся

Субъективный подход к пониманию результатов обучения, связанных со структурой содержания и репродуктивным уровнем его усвоения.

Понимание « образовательных достижений» как систему, включающую знания, основные способы действий, динамику личностного развития.

Использование не стандартизированных средств при оценивании (при внутренних мониторингах)

Использование стандартизированных (прошедших многократную экспертизу и апробацию) КИМов

Использование «4-бальной» шкалы оценки при всех видах испытаний

Введение накопительной рейтинговой системы оценивания для проведения сравнительных исследований результатов контроля

Ориентация на мало диагностируемые показатели и критерии оценивания, разработка педагогами «своих оценочных шкал»

Научное обоснование критериальной базы, шкалирование результатов оценивания

Основные методы и приемы использования формирующего оценивания на уроке:

Наблюдение.

Ведущей техникой формирующего оценивания выступает наблюдение. Для этого учитель выполняет следующие действия: задаёт вопросы, наблюдает и беседует с детьми, при этом, учитель оценивает, как протекает усвоение учебного материала. Одним из эффективных способов оценивания на уроке выступает постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, для определения базовых позиции учащихся, которые будут учтены в ходе обучения. Для реализации учитель может задавать различные вопросы.

понимание:  Какие ещё примеры ты знаешь?

анализ:   Как ты можешь доказать, что ... ?

синтез:   Как можно это организовать, решить?

оценку:  Что ты думаешь о … ?

Анализ

Этот способ может быть использован следующим образом. Письменные работы после обсуждения оцениваются совместно с учащимися. Этот способ применяется в следующих методиках:

  • Методика «Карта оценки групповой презентации». Используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Учащиеся заполняют данную форму, при просмотре презентации группы. Учащиеся должны опираясь на приведённые ниже характеристики дать свою оценку на работу группы. При оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:

«+» – отличная работа (трудно улучшить);

«=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);

«—» – слабая работа (многое нужно улучшить).

Карта оценки групповой презентации

Фамилия, имя: ___________________________________________

Дата: __________________

Группа, которую наблюдал: _______________________________

Группа работала над темой:________________________________

  • презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией)
  • презентация была понятной и визуально ясной – она помогла мне лучше понять тему
  • Все члены группы участвовали в презентации
  • Все участники отнеслись к проекту серьезно
  • Группа подробно и детально отвечала на вопросы
  • Презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее заключение)
  • Я узнал новые вещи из презентации
  • Презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый человек  знает свою часть)
  • Выступающие говорили ясно и громко, так что всем было слышно

 

  • Методика «Самооценка совместной работы»

 Учащиеся выбирают готовый ответ, и формулируют его в развёрнутом виде. Это позволяет ученику осознать то, как он участвовал в разработке плана группового проекта: насколько был продуктивен, успешен, принят группой и полезен. Работа с этой методикой помогает формировать как коммуникативные умения учащихся, а так и навыки решения проблем и планирования своей деятельности.

Как вариант методики самооценки можно использовать составление отзыва на работы других учеников.

Примерный бланк методики «Самооценка совместной работы»

  • примеры того, что я предложил в ходе планирования проекта:
  • примеры того, что я внес в выполнение проекта:
  • примеры моих идей, которые помогли проекту:
  • примеры того, как я помог группе удержать внимание на цели проекта:
  • примеры стратегий, которые я использовал для разрешения конфликтов и решения проблем:

Методика «Недельные отчёты»

Эта методика построена на применении опросных листов, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

1.Чему я научился за эту неделю? 

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем,  чтобы проверить, поняли ли они материал?

Можно выделить четыре таких уровня для вопросов:

Вопросы, запрашивающие фактическую информацию, могут быть отнесены к «минимальному уровню»: например, «Что такое …?».

Вопросы, запрашивающие сравнительную информацию, могут быть отнесены к «низкому уровню»: «Какая разница между …?».

Концептуальные вопросы и вопросы, касающиеся экспериментов, проделанных на предыдущих уроках, можно отнести

к «рабочему уровню»: «Как можно доказать, что …?».

К   «наивысшему уровню» можно отнести вопросы, требующие

объяснений, которых не было раньше на уроках, и начинающиеся со слова «почему»

Методика «Составление тестов»

Эта методика развивает критическое мышление.   Cтроит обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, активизирует роль детей в процессе обучения.

Задачи этой методики заключается в повышении качества выполнения домашнего задания.  И выявления уровня понимания учебного материала учащимися. Выявления затруднений по теме, для успешного изучения последующего материала и подготовки к проверочным и контрольным работам.   

Шкалу оценки можно придумать вместе с учениками.

Пример такой шкалы:

1 балл – вопрос на фактическое знание по данной теме.   

2 балла – вопрос на применение фактического знания по данной теме.

3 балла – вопрос, требующий приведения примера.  

4 балла – вопрос, требующий объяснения, которого не было   на уроках или в учебнике.

5 баллов – вопрос-задача, не слишком громоздкий в формулировке и не требующий дополнительных записей при решении.

1 балл может быть присужден за оригинальность каждому    вопросу.

«Рубрики» как инструмент формирующего оценивания

«Рубрики» представляют собой таблицы, которые содержат критерии для оценки выполнения самых разнообразных заданий.

Технология ЛОСТ — это листы освоения содержания темы

Воспроизведение (Я могу назвать…)

Понимание (Я могу пояснить…)

Применение (Я умею написать…, Я могу работать…. Я могу дать систематическую характеристику…)

Анализ и синтез (Я могу сортировать и сравнивать…)

Оценка (Я могу оказать помощь)

Результатами применения формирующего оценивание является:

  • обеспечение освоения учебного материала всеми учащимися в комфортных условиях,
  • приближение каждого учащегося к индивидуальному результату деятельности,
  • формирование оценочной самостоятельности учащихся,
  • формирование адекватной самооценки.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: