Воспитание юного эколога - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 142
  • Скачиваний: 4

Воспитание юного эколога.

Ненашева Н.М., учитель биологии
первой квалификационной категории,
МБОУ Стаевская СОШ
Мичуринского района
Тамбовской области

В судьбе природы - наша судьба.

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы, потребительское отношение к окружающему миру обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. С конца 60-х годов человечество столкнулось с проблемой глобального экологического кризиса. Перед человечеством возникла проблема: как избежать экологической катастрофы.
В данных условиях на первое место выходит экологическое воспитание.
Экология для ребенка – это все, что его окружает - и дерево, и парк, и птицы, прилетающие к кормушке, и, наконец, сам человек.
Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры личности.
Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми.
Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.
Экологическое воспитание выдвигает свои задачи:
1. Воспитание любви к природе, эмоционально- положительного отношения ко всему окружающему, формирование представления о самоценности природы.
2. Осознать себя не властелином , а частью природы.
3. Понять взаимосвязь и взаимозависимость в природе, сформировать представление о неповторимости окружающего мира.
4. Формировать умение бережного отношения к природным богатствам, воспитывать активную жизненную позицию.
5. Дать представление об элементарном экологически безопасном поведении.
Формирование ответственного отношения к природе - вопрос не одного дня. Это сложный и длительный процесс, и начинать его надо в младших классах.
В школе нет специальных уроков экологии, однако, понимая важность экологического воспитания, ведётся настойчивое его осуществление. Чаще всего оно выражается в выполнении заданий по экологии, подготовке выступлений, проведении тематических мероприятий, игр, конференций, реализуются программы по дополнительному образованию. Какие только формы и методы работы с учащимися не предлагают наши замечательные педагоги!
Безусловно, это нужно делать и это важная сторона экологического воспитания. Но иногда дети с багажом определённых знаний по экологии остаются безразличными к тому, что их окружает. Зная, что зимой птицам голодно, они не торопятся сделать и повесить кормушку. Одно дело - прослушать правильные слова о необходимости бережного отношения к природе, другое дело - самому увидеть результат варварского отношения к окружающей среде, помочь природе. На мой взгляд, первостепенными становятся настоящие практические дела, которые способствовали бы формированию правильному экологическому мировоззрению. Реализуя программу по дополнительному обучению в 5 классе « Юный эколог» , автором которой являюсь, я обращаю внимание прежде всего на дело, способствую развитию у детей привычки конкретному решению
« малых» экологических проблем с видимым результатом. Зримый результат работы позволяет делать глубокие выводы, воспитывать в детях активную позицию, развивать эмоциональное сопереживание с жизнью других людей, ощущение своей включённости в природные ресурсы, восприятие потерь в мире природы как потери полноценности собственного существования, протест против экологического варварства.

Название мероприятия Цели Сроки проведения Результаты
Экологический десант
« Чистый родник» • Привести в порядок место, где находится святой источник, посадить
цветы.
• Формировать благоговейное отношение к тому, что создано природой.
апрель- начало мая

начало июня

конец июня

Очищен источник, посажены цветы.
Глубокое удовлетворение от выполненной работы. Ощущение единства с окружающей средой.
Поисково-охранный поход « Живи, речка!» • Найти мусор и очистить от него берега реки , где купаются люди.
• Поставить табличку - предупреж-дение о необходимос-ти соблюдения чистоты на реке и в других местах отдыха.
• Формировать элементар-ные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде(например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбам станет плохо жить); май Очищен берег реки, поставлено предупреждение о необходимости соблюдения чистоты.
Дети пришли к выводу : надо правильно вести себя на реке и в других местах. Мусор выбрасывать только в приспособлен-ные для этого контейнеры.

Десант бережливых «Школьные берёзовые аллеи» • Убрать сухие ветви, собрать листву в аллеях.
• Воспитывать любовь к природе.
• Воспитывать негативное отношение к варварскому обращению с природой.
Сентябрь, октябрь, май Очищены аллеи от сухих ветвей, убрана листва.
Воспитание чувства красоты, гармонии. Формирование понимания, что именно от человека зависит равновесие в природе.
Десант бережливых
« Наши зелёные питомцы» • Поставить невысокие ограждения около посаженных ёлочек и каштанов, которые помогли бы обезопасить их.
• Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохран-ной деятельности в ближайшем окружении; октябрь Сделаны ограждения около молодых посадок. Дети видели реальную пользу своего дела, чувствовали себя бережливыми и заботливыми
хозяевами

Кормушки для пернатых друзей • Приготовить кормушки из подручного материала, повесить их на деревья.
• Помочь птицам в холодное время года прокормить-ся.
• Формировать навыки
экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни Декабрь, январь, февраль, март Помогая
пернатым , дети понимали,
что они спасают их.
Благородство поступка детей повысило их самооценку. Они поняли великую роль человека в защите и охране природы.

Практическая работа детей воспитывает настоящих заботливых хозяев.
М.М. Пришвин пишет:
« Я стою и расту – я растение.
Я стою, и расту, и хожу – я животное.
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек.
Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля».
Человек мыслит и чувствует. Он должен понять, что мир един, неделим и не враждебен человеку. Невоспитанный человек – единственный источник гибели окружающего мира.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: