Моя тема самообразования называется «Повышение познавательной активности на уроках географии». Задача любого учителя, как и моя, суметь заинтересовать учеников своим предметом и поддерживать этот интерес на протяжении всего курса.
Целью обучения является развитие творческих способностей учащихся. Для достижения данных задач и цели, я использую различные методы проведения уроков. Это игровые формы уроков, использование разнообразных кроссвордов и тестов, применяю ИКТ на уроках и т.д.
Я считаю, что игра имеет особое значение в формировании учебных интересов, как на уроке, так и во внеклассной работе. Назначение дидактических игр – развитие мышления, внимания, сосредоточенности, памяти, наблюдательности, сообразительности и др. Характерным для каждой дидактической игры является решение различных задач: уточнение представлений об объекте или явлении в целом и его существенных особенностях, развитии способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено на него, а уже в процессе игры оно незаметно выполняет обучающую задачу. Поэтому, дидактические игры, проводимые на уроке или на внеклассных занятиях, представляются учащимся не обычным занятием, но и непростой забавой, а интересным делом. Учащиеся с большим удовольствием составляют кроссворды, занимательные вопросы, тесты и др.
Введение ФГОС – веление времени. И в этом плане педагогическая наука предъявляет определенные требования к организации игр. Игра должна быть естественной системой проявления деятельности учащихся, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается простор для личного творчества. Личной активности. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, на удовольствии. Ира должна вызвать веселое настроение, удовлетворение от правильного ответа. Она должна быть эмоциональной, доступной, привлекательной. Цель игры должна быть достижимой, а оформление желательно красочным и разнообразным. В то же время дидактическая игра выполняет определенную цель обучения и совершенствует знания и умения. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил, главное, к активации учащихся. В таких играх завоевание победы – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
При проведении уроков с игровыми элементами, я отметила, что не только сильные ученики, но и их слабые одноклассники втягиваются в ход урока, и тем самым, проведение урока, для меня, как учителя, целью которого является усвоение материала, я считаю успешным. Так как при закреплении новой темы в конце урока даже слабые ученики, вспоминая эпизоды игр, отвечают на поставленные мною вопросы.
Использование на уроках кроссвордов, шарад, головоломок помогает в том плане, что учащиеся чувствуют себя более раскрепощенными, а это им дает возможность рассуждать шире и раскованней. Мне, как учителю, это дает возможность слышать ход их рассуждений, дает почву для работы над их ошибками или успехами, или вернуться и еще раз повторить пройденный материал, или же дать более сложный уровень, тем самым расширить знания учащихся в каком – либо направлении. На таких уроках я, обычно, стараюсь научить детей грамотной устной речи. Чтобы научиться грамотно, задавать вопросы или отвечать на них, нужно научить их слушать то, что говорит их одноклассник. И для того, чтобы достичь цели, я заранее даю классу задание внимательно выслушать ответ, сделать дополнение и замечания и, пожалуй, самое главное и интересное выставить оценку своим отвечающим одноклассникам. Деятельность учащихся по оцениванию ответа и ее обоснованию следует также оценить, т.к. в этой работе они обнаружили знание (или незнание) изученного материала.
География как предмет является очень интересным, но без использования наглядных пособий или специального оборудования, она становится скучной; не всегда есть возможность провести ту или иную практическую работу из-за отсутствия оборудования. Но достижения науки дало возможность демонстрировать те же карты, схемы, графики. В настоящее время применение компьютерных технологий стало возможным для любого предмета, и это расширило новаторские возможности учителя. Я использую ИКТ на уроках при изучении новой темы с применением УДЕ, при обобщении и систематизации знаний по разделу, на практических работах. Например, в курсе физической географии 6 класса при выполнении работы по определению географических координат.
Целью любого обучения является творчество, поэтому я практикую такие задания, как составление кроссвордов, головоломок самими учащимися по определенной теме. Также даю задания на выявление самого – самого (глубокого, высокого, длинного ...) объекта. И обязательно устраиваем урок, где учащимся предоставляемся слово для демонстрации своего творения.
Преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, обусловили поворот к гуманизации в общественной жизни, изменили целевые установки школьного образования. В настоящее время главной целью школы является всестороннее развитие всех компонентов личности школьника, личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, решать глобальные проблемы современности. Школьная география обладает значительным потенциалом для решения этой проблемы.
За годы своей работы я ознакомилась и применяла на практике различные методики и инновации. Мне посчастливилось побывать на курсах повышения квалификации в г. Донецке и познакомиться с методикой В.Ф.Шаталова в средней школе №5 г.Донецка. Также взяла на вооружение методику Эрдниева П.М., идею развивающего обучения. На своих уроках стараюсь показать важность знаний географии, систематизировать факты, вести наблюдения за природными явлениями, делать выводы, выработать у ребят навыки применения полученных знаний.
Думаю, что комплексное использование и применение различных методик и инноваций позволят решить вопросы мыслительной и познавательной деятельности учащихся в условиях перехода к ФГОС.