Преподавание физики и эстетическое воспитание учащихся.
Важнейшее и ничем не заменимое значение в эстетическом воспитании учащихся имеет искусство. Однако нельзя не учитывать и воздействия на них расширяющейся сферы прекрасного в нашей действительности, которая включает в себя природу, материальную культуру, самого человека с его личной жизнью и многообразной общественно значимой деятельностью, в том числе познавательной. И очень важно , чтобы школьники учились понимать и переживать красоту познания и учения. Здесь уместно вспомнить слова К.Д.Ушинского» Во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник».
Наука даёт человеку универсальную информацию о мире, раскрывает эстетику мироздания. Познавая мир, человек переживает многообразные эстетические чувства: наслаждение в процессе постижения истины, жажду лаконичного решения вставшей перед ним задачи, удовлетворение найденным решением, радость творческого труда, гордость за его результаты.
Физику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на этот урок, то многие ученики считают, что всё постороннее – литература, искусство, поэзия – должно уступить место точному эксперименту, строгому доказательству и формулам. Оставляя, естественно за последними методами решающую роль, следует признать ошибочным мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. История физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе учёных играли чувства, вызванные произведениями искусства. Влияние на учащихся произведений искусства объясняется большой ролью чувств и эмоций в формировании потребностей личности, мотивов деятельности. Не окрашенное положительными эмоциональными переживаниями сознание долга и ответственности перед обществом не даёт надёжного результата в формировании сознательной дисциплины, активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Для создания и поддержания эмоционального настроя учащихся на уроке физики могут служить отрывки из произведений художественной литературы, репродукции картин известных художников, рисунки самих школьников.
Произведения художественной литературы богаты описанием тех или иных физических явлений природы, интересными фактами. Здесь отражаются те явления, которые по – новому раскрывают уже известные физические понятия, изыскивают новые области применения физических законов. Эти описания доступны и образны, именно этого иногда и не достаёт рассказу преподавателя. Каково конкретно значение использования произведений художественной литературы на уроках физики? Прежде всего это богатый иллюстративный материал к различным разделам курса физики, опираясь на который ученик создаёт для себя наглядные образы. Заключая в себе эмоциональный элемент, этот материал легко воспринимается школьниками. Чтение отрывков из художественных произведений активизирует «лириков». Физика перестаёт быть для них сухой и отвлечённой наукой, так как помогает им быть более наблюдательными. Отрывки из произведений художественной литературы могут быть по – разному использованы на уроках.
- Постановка проблемы.
На уроке физики в 7 классе при изучении инерции тел напоминаю ученикам один из эпизодов знакомой им сказки В. Гаршина « Лягушка – путешественница»: « Лягушка , дрыгая своими всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше».Всё занятие направлено на объяснение непонятного для героини сказки явления.
- Иллюстрация теоретических положений при объяснении учителя.
В 11 классе, объясняя закон прямолинейного распространения света и комментируя рисунок учебника, изображающий образование тени, читаю стихотворение А.Блока:
Шар раскалённый ,золотой
Пошлёт в пространство луч огромный,
И длинный конус тени тёмной
В пространство бросит шар другой.
Таков наш безначальный мир.
Сей конус – наша ночь земная.
За ней – опять, опять эфир
Планета плавит золотая…
Рассказывая в 10 классе об относительности механического движения, читаю стихотворение А.С.Пушкина « Движение».
Движенья нет, сказал мудрец брадатый,
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее он не мог бы возразить;
Хвалили все ответ замысловатый,
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит;
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Учеников 10 класса привлечёт и заставит задуматься отрывок из рассказа В.Бианки « Музыкант», прекрасно иллюстрирующий важный вывод урока – всякое колеблющееся тело звучит: « Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбито грозою дерево, из него торчат длинные щепки, а под деревом сидит медведь, схватил одну щепу лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала и в воздухе раздалось: « Дзинь»…- как струна пропела…
Замолк звук, медведь опять за своё: оттянул щепку и отпустил».
Знакомя учащихся с диффузией, обращаюсь к повести Дж. К. Джерома « Трое в лодке не считая собаки»: « Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в двести лошадиных сил действовал в радиусе трёх миль и валил человека с ног на расстоянии двух ярдов».
Для урока в 8 классе об электризации тел интересным примером служит отрывок из книги К. Паустовского « Чёрное море»: «Воздух во время урагана так густо насытился электричеством, что я был свидетелем, как у негра – привратника Кодрингтонской коллегии искры сыпались из волос, как будто из трубы паровой машины».
Произведения художественной литературы использую также при рассказе об учёных- физиках. Светлые, необыкновенно лиричные портреты А.Эйнштейна и Э. Ферми можно найти в книгах И.Эренбурга « Люди, годы, жизнь», Н.Бора – в книге Д.Данина «Нильс Бор». Большую помощь мне оказывает прекрасная книга Я.Голованова « Этюды об учёных». Очень интересны стихи В.Шефнера « Архимед»,
« Попов», Ф.Гусева « Курчатов» и др.
Бывает так, что учитель не имеет возможности провести эксперимент,
подтверждающий действие данного закона. Тогда ему на помощь могут прийти яркие, образные примеры из художественной литературы. Один из героев повести А.Беляева « Звезда КЭЦ», попав на маленькую планету, обнаруживает действие
3 закона Ньютона « в чистом виде»: « Я начал раздеваться. И вдруг почувствовал, что физический закон – « сила действия равна силе противодействия» - обнаруживается здесь в чистом виде, не затемнённый земным притяжением. Здесь все вещи и сам человек превращаются в « реактивные приборы». Я отбросил костюм, говоря по – земному « вниз», а сам, оттолкнувшись от него , подпрыгнул вверх. Получилось: не то я сбросил костюм, не то он меня подбросил». Этот пример интересен ещё и тем, что действие привычного закона проявляется здесь в необычных условиях и тем самым подтверждается универсальность закона.
- Опрос учащихся.
Интересным приёмом при опросе учащихся является привлечение отрывков из произведений художественной литературы. Эти отрывки могут играть роль качественных задач или контрольных вопросов отвечающему. Например при повторении темы « Электрический ток» прошу учащихся 8 класса объяснить деду Митрию ( рассказ К. Паустовского « Подарок» ), что такое электрический ток: « Ты мне про лесничего не говори… Лесничий мужик хитрый, он когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть или нет?
-Может, - ответил Рувим.
-Может, может! – передразнил его дед. - А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?»
Особенно интересно выбирать такие отрывки, где имеется научная ошибка, неточность. Тогда перед учениками ставится более сложная задача: найти ошибку и правильно объяснить описанное явление. Например учащимся 10 класса после изучения темы « Закон всемирного тяготения» предлагаю им оценить проект Сирано де Бержерака, как достичь Луны ( Э.Ростан. « Сирано де Бержерак» ):
Я изобрёл шесть средств подняться в мир планат!
Сесть на железный круг и, взяв большой магнит,
Его забросить вверх высоко, докуда будет видеть око;
Он за собой железо приманит,-
Вот средство верное!
А лишь он вас притянет, схватить его и бросить вверх опять,-
Так подымать он бесконечно станет!
Сложный вопрос о невозможности изменить положение центра тяжести системы тел только за счёт действия внутренних сил системы можно ещё раз обсудить с учащимися, вспоминая героя Э.Распе Мюнхаузена: « Схватив себя за косичку , я вытащил себя из болота, и себя и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами». Мы от души смеёмся над бароном – фантазёром, но ведь примерно так же поступает велосипедист, желая въехать на тротуар и подтягивая к себе руль. При этом передняя часть велосипеда приподнимается, и он въезжает на тротуар без толчка. То , что не мог сделать Мюнхаузен, выполняет велосипедист, а почему?
Приведённые примеры далеко не исчерпывают возможности учителя при использовании художественной литературы на уроках физики. Можно дать задание учащимся при чтении книг выписывать примеры проявления физических законов. Особенно важно « приохотить» к этой работе любителей чтения книги равнодушных к физике. Затем на уроках обсудить найденные ими отрывки, обязательно выделяя наиболее интересные. Естественно, что приведённые выше примеры можно использовать и в других частях урока.
Большую роль в эстетическом воспитании учащихся играет использование на уроках физики репродукций картин известных художников. На своих уроках я использую имеющиеся в кабинете цветные репродукции картин: « М.В Ломоносов- отец русской науки» А.И.Васильева, « С.А.Чаплыгин» И.Э.Грабаря, « Иван Ползунов» А.Л.Ганжинского, « А.С.Попов демонстрирует адмиралу Макарову первую в мире радиоустановку» И.С.Сорокина и др. Демонстрируя, например, при изучении аэро – и гидродинамики выполненный маслом портрет С.А.Чаплыгина , я советую ученикам внимательно всмотреться в этот портрет, только тогда им могут раскрыться глубина и сила владеющей Чаплыгиным мысли, черты его характера: сосредоточенность и самоуглублённость. Небрежно зачёсанные волосы, выразительная левая рука, проникновенный взгляд говорят о том, что С.А.Чаплыгин живёт глубокой внутренней жизнью, что художник изобразил его в тот момент, когда он мысленно решает волнующие его проблемы.
С точки зрения эстетического воспитания ребят такие короткие беседы полезно проводить периодически по мере изучения жизни и творчества выдающихся физиков; они помогают ученикам осознать величие научного подвига исследователя и содействуют при этом овладению ими общей художественной культурой.
Огромное воспитательное значение имеет показ ученикам эстетических элементов научной деятельности физиков и таких компонентов эстетического сознания, как интуиция, фантазия, воображение, образное мышление, эстетическое чувство. Какие же приёмы можно использовать для этого?
- Лаконичное упоминание о том, какие компоненты эстетического сознания вычленяют учёные путём самоанализа. Так, Л. Д. Ландау исследование явлений природы назвал не работой , а высоким наслаждением, удовольствием, радостью, ни с чем не сравнимой; М.Борн утверждал, что физики, создавая удивительные образы, часто исходят не толь из логических, но и из эстетических представлений; А .Эйнштейн назвал величайшим поэтом нашего века русского физика П.Н.Лебедева,
«поймавшего и взвесившего» солнечный луч.
2.Эти высказывания привлекают внимание учеников новизной и необычностью, но, чтобы вызванный ими интерес помог школьникам составить конкретное представление о таких компонентах эстетического сознания , как чувства ,фантазия, воображение, интуиция, образное мышление, надо показать их проявление в каких – либо реальных научных или технических открытиях.
3.Организация выставки книг, в которых рассказывается о научном творчестве учёных – физиков. Если даже рекомендуемая литература о красоте науки окажется не вполне доступной школьникам, чтение её принесёт большую пользу, приучая с их ранних лет к тому, что самостоятельное овладение знаниями требует сосредоточенного внимания, напряжённой работы мысли и творческой активности. Но чтобы школьники не поверхностно восприняли прочитанное и эстетическая сторона науки не оказалась вне поля их зрения, надо посоветовать им при чтении отдавать себе отчёт в том, какими новыми знаниями обогатила их книга, удалось ли автору показать красоту мысли исследователя, его « муки творчества».
Таковы некоторые пути формирования у школьников эстетического отношения к физике.