Эмоциональное воспитание как фактор духовно-нравственного развития ребенка - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 105
  • Скачиваний: 16

Эмоциональное воспитание как фактор

духовно-нравственного развития ребенка

Проблема детской жестокости современная и остросоциальная. Травля, запугивания, издевательства, психологическое насилие (буллинг)-  очень тревожные явления, все чаще встречающиеся в учебных заведениях.

По мнению эксперта в области подростковой агрессии Светланы Кривцовой, недостаточная эмпатия - одна из черт, характеризующая буллера.

Эмпатия буквально означает «сочувствование»: мы как бы присоединяемся к чужому переживанию и понимаем, что ощущает другой. Это совокупность чувств, связанных с постижением эмоциональных состояний другого человека и обусловливающих сострадание, соучастие, сопереживание, сочувствие.

Обычно к ним относятся  жалость, печаль, скорбь, соболезнование, огорчение по поводу беды, несчастья, крупных неприятностей, боли, страдания другого человека. Большинство психологов полагают, что эмпатийные чувства составляют основу гуманного отношения к другим людям. 

Способность личности к эмоциональному отклику на переживания людей (эмпатия) имеет несколько уровней выраженности.

Повышенный уровень эмпатии характеризуется болезненно выраженным чувством сопереживания. Человек теряет способность отделять чувства и проблемы в той или иной степени близких ему людей от собственных проблем и чувств.

Высокий уровень эмпатии. В этом случае люди обычно очень чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, относятся к остальным с неподдельным интересом, легко находят общий язык практически со всеми, деликатны, стараются никого не обидеть и не задеть и в тоже время сами легко переносят критику.

 Нормальный уровень эмпатии характерен для большинства людей. Как правило, свои сопереживания они  демонстрируют только по отношению к своим близким, в то же время способны понять мысли и чувства большинства людей. Они стараются «не раскрываться» перед малознакомыми или посторонними людьми, собственные эмоциональные проявления обычно хорошо контролируют.

 Низкий уровень эмпатии характерен тем, что человек испытывает затруднения при любых контактах с окружающими. Антиэмпат не способен принять позицию другого или посмотреть на проблему с чужой точки зрения, он  не понимает людей. Поступки других людей, основанные на эмоциях, часто кажутся ему не рациональными и совершенно бессмысленными. У него очень низкие способности к сопереживанию.

Способность понимания проблем и эмоций окружающих людей, развитие эмоционального интеллекта - один из важнейших моментов психологического воспитания детей.

Помимо семьи, где первоначально детям прививаются такие  качества, как чуткость, забота, отзывчивость, сострадание,  эмпатическую культуру нужно формировать и в школе. Это невероятно важный элемент в детском развитии, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Одной из приоритетных задач воспитательной деятельности педагога в современной школе является создание благоприятных условий в классе как главного условия реализации личности каждого обучающегося. Успешность развития каждого ребенка зависит от эффективности работы учителя, классного руководителя. Социализация детей, их приобщение к общечеловеческим, нравственным и культурным ценностям, а также правилам поведения в обществе и гражданским нормам - вот одно из главных направлений образовательного процесса современной школы.  Психолого-педагогическая деятельность учителя должна быть направлена на решение проблем, связанных с общением, построением межличностных отношений, самореализацией детей. В основе развития эмоциональной сферы личности ребенка, способности распознавать и управлять своими чувствами, переживаниями лежит эмпатия.

Эмпатия является продуктом научения.  Примером по формированию и развитию эмоционально чувственной сферы ребёнка является  положительный опыт воспитательной и внеурочной деятельности.

В школе у  ребёнка появляются новые социальные роли. Складываются межличностные отношения с коллективом класса, учителями. Всё это способствует не только приобретению нового жизненного опыта, но и возникновению различных переживаний у ребёнка.

Коммуникативные навыки детей снижают вероятность отклонений от общепринятых норм поведения, повышают чуткость восприятия происходящего вокруг. Классный коллектив во главе с классным руководителем является мощным инструментом для формирования навыков общения.

Чтобы научить ребенка эмпатии, его нужно научить распознавать эмоции. Способность детей распознавать чувства и эмоции других людей улучшает взаимодействие и понимание с окружающими, помогает  избежать обмана, вовлечения себя в противоправные или асоциальные действия.

Обучая детей этим способностям,  педагог в первую очередь на собственном примере должен демонстрировать детям умение выражать свои эмоции, реагировать на критику, защищать свои границы.

Учите ребенка словам, описывающим различные чувства и эмоции.  Каждое утро, встречая детей в школе, обращайте внимание на их эмоциональное состояние, озвучивая его вслух. «Ты сегодня понурый. Что случилось?» «Ты такая счастливая! Ты чем-то огорчен?» Очень важным фактором в общении является выразительная речь, донесение до ребенка смысла высказывания и выражением лица, и  мимикой, и  жестами.

Учите детей называть чувства, которые они испытывают и переживают в процессе общения. «Мне  очень грустно из-за того, что ты не сможешь завтра пойти со мной  на каток». «Ты плачешь, потому что получил двойку? Ты боишься, что мама тебя будет ругать?». «Твой одноклассник злится, потому что ты поломал его ручку».

Подавайте пример заботы и сострадания. Говорите детям о том, как вы сочувствуете другим людям. Делитесь собственными радостями и переживаниями, подкрепляя слова историями из личной жизни. Очень важно рассказывать детям и о трудных моментах, в какие неловкие и сложные социальные ситуации вы попадали и как находили выход.

Поощряйте сострадание и взаимопомощь. Благодарите детей не только за помощь вам в классных делах, но и за помощь другим людям. Привлекайте детей к участию в различных благотворительных и социальных акциях, мероприятиях, проектах.

Поддерживайте детей в стремлении к сотрудничеству.

Показывайте детям, что вы рады их успехам и достижениям и сочувствуете их неудачам.

В повседневном общении с классным коллективом обсуждайте эмоции и действия товарищей, одноклассников. Недостаточно сказать детям, что, спрятав чужой дневник, или взяв и сломав чужой карандаш, вы совершили плохой поступок.   Нужно задавать детям вопросы: «Как вы думаете, он себя чувствует  после того, как вы спрятали его дневник?»       « Как можно помочь ей, ведь она осталась без карандаша?»

Проводите совместный с детьми анализ сложившихся у них на уроках или переменах различного рода ситуаций. Если, к примеру, ученик не поделил что-то со сверстниками, разберите с ним ситуацию на уровне эмоций. Спросите, что он чувствовал во время конфликта — обиду, раздражение или злость? Затем пусть он попробует описать состояние других участников конфликта.

Нужно учить детей не просто эмпатии, а действенной эмпатии. Рассказывайте ребятам, что в ситуации, когда другому человеку плохо (больно, грустно), они могут ему помочь. Например, кто-то в классе кинул чужой учебник и он порвался. Хозяин учебника, конечно, обижен и расстроен. Объясните ребятам, что Ваня расстроен, потому что его учебник порвался. «Как думаете, если мы предложим ему после уроков задержаться и подклеить книжку, это сможет его утешить?» Нужно чётко обозначать факты, называть эмоции и предлагать простые пути решения, такие, которые будут понятны детям с учетом их  возраста.

Можно аккуратно наводить ребенка на мысль о возможной помощи другому.

Посещение общественных мест (театры, музеи, кинотеатры и т.д) положительно влияют на формирование коммуникативных навыков и развитие эмпатических способностей. После просмотра фильма, спектакля обсудите с учениками персонажей, которые демонстрируют эмпатию, и предложите проанализировать их чувства. Помимо полезного времяпровождения и развития духовно - нравственных качеств, можно угадывать настроение и эмоции посетителей и просто  прохожих на улице. Стоит лишь подключить фантазию.

Проводите тематические классные часы, на которых рассказывайте о различии и сходстве людей. Жить среди людей - это уметь понимать, что все разные, уметь принимать эту инаковость: этническую, религиозную, физическую, любую. У некоторых хорошее зрение, другие плохо видят и носят очки. Одни бегают быстро, другие - медленно. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то - петь.  В то же время, есть то, в чем все люди одинаковы. Все едят, пьют, спят, растут; у всех есть чувства, и, самое главное, никому не нравится, когда их обижают.

Большое значение во внеурочной деятельности нужно уделять коллективной работе. Дети, выполняя различные задания, совместные проекты  в группах, прежде всего, учатся помогать друг другу.

На классных часах, на переменах, во внеурочной работе с детьми  можно использовать игры и упражнения для развития эмпатии, основным условием которых является моделирование реальных межличностных отношений. Вот некоторые из таких игр.

«Мое настроение».

Цель: развитие умения описывать свое настроение, рас­познавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры: детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно срав­нить с каким-либо цветом, животным, физическим со­стоянием, показать его в движении. Все зависит от фан­тазии и желания ребенка.

«Передача чувств».

Цель: научить детей передавать различные эмоцио­нальные состояния невербальным способом.

Ход игры: ребенку дается задание передать «по цепоч­ке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, мож­но обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, классный руководитель может помочь ему, подой­дя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

«Угадай чувство».

Цель: научить детей передавать различные эмоцио­нальные состояния невербальным способом.

 Ход игры: участники игры по очереди изображают то или иное чувство. Второй участник должен угадать, какое именно чувство было изображено. Для детей постарше можно написать названия задания — названия эмоций — на карточках. Участник вытягивает карточку с эмоцией и пытается изобразить ее самостоятельно без использования звуков или слов.  Угадывайте эмоции друг друга, развивайте эмпатию и просто веселитесь вместе.

«Подарок другу».

Цель: научить детей передавать различные эмоцио­нальные состояния невербальным способом.

Ход игры: один участник игры дарит «подарок» второму. При этом жестами, эмоциями, мимикой требуется передать своё отношение к имениннику. Задача «одариваемого» — понять, какие именно эмоции показывает «даритель».

«Интонация»

Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, раз­витие эмпатии.

Ход игры: ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, мож­но интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.

Можно завести в классном коллективе  коробку доброты. Дети  отмечают добрые поступки других детей в школе и за ее пределами. Когда кто-то наблюдает добрый поступок, он пишет или рисует поступок и имя ребенка и опускает листочек в коробку добра. Чтение этих заметок на классных часах  помогает детям находить друг в друге хорошее, и число добрых поступков растет.

Благодаря таким играм у детей войдет в привычку замечать, как себя чувствуют люди вокруг. Когда дети научатся этому, можно развивать в них понятие о возможных реакциях других людей: «Как, по-твоему, будет чувствовать себя твой друг, если ты подойдешь и толкнешь его?»

Ребенку легче будет приспособиться и научиться вести себя так, как нужно, если он научится чувствовать других людей, их состояние и настроение.

Бесспорно, окружение и школа играют важную роль в развитии эмпатии у ребенка, но на первом месте, конечно, стоит семья.

Так ли важна эмпатия? По сравнению с хорошими оценками в учебе и успехами в других областях это качество не кажется родителям чем-то ценным. Однако развитое чувство эмпатии является важной вехой в психологическом развитии детей и, что еще важнее, помогает им выстроить крепкие отношения с друзьями и в семье.

Как считает Д. Стерн, любовь – лучшее проявление эмпатии. В этот момент человек чувствует другого, как никто другой и как никогда больше. Причём это может быть как любовь между мужчиной и женщиной, так и любовь между родителями и детьми. Поэтому самое ценное и главное в жизни каждого человека - семейные узы. Любовь, которая царит в семье, определяет взаимоотношения, происходящие в ней. Благодаря любви, с точки зрения эмпатии, мы чувствуем и понимаем друг друга лучше всего. Поэтому семья играет наиважнейшую роль в развитии эмпатии у ребёнка.

Лишь в том случае, когда родители принимают участие в  жизни детей, понимают  их чувства, в отношениях родителей и детей осуществляется эмпатия. К сожалению, лишь немногие семьи выполняют важную функцию  эмоциональной поддержки членов семьи, воспитывают  чувства психологического комфорта и чувства защищенности. Зачастую родители редко разговаривают с детьми об их проблемах, редко радуются их успехам. У детей и родителей нет общих увлечений, их не связывает общий досуг.  Родители и дети редко делятся своими переживаниями и эмоциями. Именно отсутствие эмпатического понимания и эмоциональной связи с родителями оказывают отрицательное влияние на психическое развитие детей и формирование их личности.

В семейных взаимоотношениях особое значение приобретает то, насколько члены семьи – родители и дети – обладают эмоциональной отзывчивостью на неблагополучие других людей. Поэтому нормальное проявление чувства эмпатии встречается у тех детей, родители которых обладают высоко развитым чувством сострадания, сопереживания, соучастия. Эмпатия наиболее успешно формируется у детей, которые выросли в семьях, где они сами получали максимум любви,  теплоты и доверия.

В процессе семейного воспитания ребенок учится преодолевать свой эгоизм, отождествлять себя с другими, стремиться прекратить страдания близких. В дальнейшем, став более взрослым, он будет находить в этом удовлетворение и счастье.

Итак,  воспитание в ребенке подлинно человеческих качеств таких, как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие - одна из важнейших задач супружеской пары. Именно на этой основе между всеми членами семьи возникает эмоциональная и духовная общность, в силу которой происходит согласование чувств и поступков, вырабатываются общие представления и взгляды, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Таким образом, можно выделить три условия, которые являются необходимыми для формирования у ребенка эмпатии:

1. Получение собственного положительного опыта (в семье, в образовательном учреждении);

2. Осознание собственных эмоций и чувств (в том числе с помощью взрослого);

3. Интерес к другому человеку (и условия для его проявления, например, совместная деятельность)

Очень важным условием в процессе развития у детей эмпатии является системность. Отсутствие таковой может привести к нулевому результату. Только действуя планомерно, изо дня в день, из года в год, мы достигнем поставленной цели.

Эмпатия играет ключевую роль в будущем благополучии, успехах в учебе и счастливых отношениях ребенка, а также в его эмоциональной устойчивости и умении справляться с невзгодами жизни. Способность к эмпатии развивает доброту, просоциальное поведение и нравственную смелость, а также помогает бороться с жестокостью, агрессией и расизмом. Дети с развитой способностью к эмпатии готовы к будущему. Они будут испытывать меньше сложностей в трудовой деятельности и смогут вести полноценный и продуктивный образ жизни.

В заключение хочется  отметить, что дети воспитываются не нотациями и правильными речами, а примерами перед глазами. Вместе можем воспитать поколения людей, умеющих сопереживать друг другу, сочувствовать и стремящихся помогать другим безвозмездно.

Некоторые психологи считают современный мир шизоидным, отмечают, что люди все больше погружаются в себя, теряют чувство эмпатии и взаимопонимания. Вспомните расхожую леденящую душу фразу: "Это твои проблемы", меня, мол, это не касается. Это страшное заболевание - черствость души. Такой человек вряд ли способен на добрую шутку или на комплимент. Развивайте чувство эмпатии у детей.

Список литературы:

  1. «Я- родитель»:Интернет-портал. – URL:  https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-uchit-detey-soperezhivaniyu-i-zachem-eto-delat/
  2. Чуткие дети. Как развить эмпатию у ребенка и как это поможет ему преуспеть в жизни/Мишель Борба; пер.с англ.Екатерины Петровой; (науч.ред. М. Битянова).- М.: Манн, Иванов и Ферберр, 2021.- 320с.
  3. Как учить детей сопереживанию и зачем это делать. Публикация: Интернет- портал.- URL: https://www.yaroditel.ru/parents/base/experts/kak-uchit-detey-soperezhivaniyu-i-zachem-eto-delat/
  4. Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды. – М.: Воронеж, 2011. – С. 23.
  5. Материалы всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье: Интернет- портал.- URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/10309.php
  6. Методические рекомендации по организации и проведению психологической диагностики эмпатии в условиях образовательного учреждения/ Прокофьева Н.А., Романова Е.А.
  7. «10 способов научить ребенка эмпатии с помощью кукол, игр и многого другого»: Интернет- портал.- URL: https://benefitsofplay.mattel.com/sites/mattel.benefitsofplay/files/2020-09/benefitsOfDollPlay-Tips-RU.pdf
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: