Обучение диалогической речи на уроках английского языка
на начальном этапе обучения.
Одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению. Владение суммой знаний на иностранном языке отнюдь не означает умения говорить на этом языке. Навык говорения должен быть настолько развит в процессе обучения, чтобы учащиеся могли общаться на иностранном языке, как только в этом возникнет необходимость. Самым надёжным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу различной степени сложности по заданным темам.
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы учащихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
На начальном этапе обучения основная его практическая цель состоит в формировании у обучаемых коммуникативного ядра - основополагающих навыков и умений иностранного обучения.
Важнейшими задачами, способствующими реализации воспитательно-развивающего и образовательного аспектов цели для начального этапа обучения иностранному языку, являются следующие:
• воспитание у учащегося устойчивого интереса к изучению их нового языка;
• развития их восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, индуктивного и логического мышления;
• развития их речевой культуры, культуры общения;
• воспитание у учащихся доброжелательного отношения к стране изучаемого языка и ее народу, желание и умение войти в мир иной культуры;
• формирование навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи и чтении;
• расширение с помощью иностранного языка представлений учащихся об окружающем их мире и о языке как средстве познания и общения.
Устная речь является и стимулом для повышения интереса к предмету, и она играет большую роль в развитии всех видов умственной деятельности. Для обучения диалогической речи на уроках английского языка требуются специальные приёмы, учитывающие характер использования иностранного языка как средства общения и инструмента речевой деятельности.
Один из приемов это функциональные модели диалога. Содержащиеся в них опоры в виде речевых задач подготавливают говорящего только в тактическом плане, что имеет место и в реальном процессе общения, поэтому не противоречат неподготовленности как характеристике этапа развития речевого умения.
Один из вариантов это работа со стихотворением. Сначала дети читают его вслух, а затем с опорой на предложенные вопросы начинают работу в парах. Работа с данным стихотворением предлагается ученикам 3 класса.
Goodnight
Goodnight, Father!
Goodnight, Mother!
Kiss your little son!
Goodnight, sister!
Goodnight, brother!
Goodnight, everyone!
После стихотворения выполняем следующие задания:
Have a talk with your classmates about the poem Goodnight,. Here are the questions to help you:
1) Is the poem «Goodnight» about a girl or about a boy?
2) Is the boy big or little?
3) What relatives has he got?
4) Does he say «Goodnight» to his parents?
5) To whom else does he say «Goodnight»?
6) He wants his mother to kiss him, doesn't he?
7) Do you like the poem? Why?
8) Do you say «Goodnight» to your parents?
9) Do your parents say «Goodnight» to you?
10) Does your mother kiss you «Goodnight»?
11) Do you like it when your mother kisses you «Goodnight»?
Также на уроках постепенно нужно вводить небольшие тексты или сказки, после которых предлагаются различные задания.
В данном случае я предложила ученикам 4 класса сказку «A Little Round Bun». Перед работой дети, сначала, ознакомились с новыми словами, и приступили к чтению самой сказки. Затем текст мы разделили на несколько частей и каждую часть обсудили на русском языке (дословного перевода не было). Далее разобрали предложенные вопросы к сказке.
Работа над вопросами проходила в парах.
Pretend you've read the tale to your friend. She hasn't quite understood it and asks you these questions. Answer them, please.
1. Were the old man and the old woman rich or poor?
2. Did they have any children?
3. What did the old man ask the old woman to do?
4. What did she bake?
5. Where did she put the bun?
6. What animals did the bun meet on its way?
7. What song did it sing?
8. Why did the Fox ask the bun to hop onto the tongue?
Второе задание к этой же сказке: Можно предложить более сильным детям попытаться кратко пересказать сказку и после этого предложить всем детям пересказать сказку дома своим родителям.
You remember the tale, don't? Tell it to your parents (sister, brother) when you come home.
Развитию навыков диалогической речи способствуют различные игры. Например, игра Хвастун.
This boy is a boaster. This is what he said.
1) Yesterday I cleaned my teeth in the morning, in the afternoon and in the evening.
2) Yesterday I washed my hands and face ten times.
3) Yesterday I helped my friends to do their homework.
4) Yesterday I played chess with a champion.
5) Yesterday I watched TV at night.
6) Yesterday I skated at the stadium.
Такая игра одновременно способствует более легкому заучиванию грамматики.