«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
После окончания университета я начала работать в колледже статистики, информатики и ВТ преподавателем информатики и других спец дисциплин, и как раз в тот год в нашем колледже проходил региональный этап Олимпиады по информатике среди студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. Просмотрев задания, я поняла, что не могу решить ни одну задачу. В то время я была куратором группы первого курса, и решила научиться сама и подготовить ребят к олимпиаде, в общем учились мы вместе, чему-то меня научили ребята, чему-то я их и к 4му курсу один из ребят занял призовое место на региональном этапе.
В школе дело обстоит по-другому, дети обучаются не только одной специальности, часов мало, а подготовить хотелось бы. Ну и мне хотелось бы поделиться с вами своими наблюдениями и наработками.
Во-первых, необходимо выявить одаренного ребенка. Здесь хотелось бы отметить, чтобы было взаимодействие с учителями начальной школой. И готовить учеников уже с пятого класса, так как по нормативам они тоже могут принимать участие во всероссийских олимпиадах, но как правило участвуют в основном ученики 9-11 классов (но ведь они и так заняты подготовкой к ЕГЭ и ГИА). Поэтому, советую начинать подготовку с пятого класса - изучением логических задач, т.е. с одаренными учениками проводить опережающее обучение.
Во-вторых, мы все с вами понимаем, что отлично усвоенная школьная программа — это не гарантия успешного участия в олимпиаде, школьная программа только побуждает интерес к олимпиадным задачам, а вся работа по развитию их способностей строится уже в рамках внеурочной деятельности в виде кружков, факультативов и чаще всего на энтузиазме учителя. Роль учителя привлечь к школьному этапу олимпиады, пригласить на кружки, предоставить информацию об Интернет-ресурсах и книгах. Здесь на слайде я бы хотела вам представить книги, с которыми работаю и рекомендовала бы их вам. Также вы видите ссылки на интернет ресурсы – это интернет олимпиады, проводимые заочно и очно. Так же для старшеклассников ежегодно выдается список олимпиад, дающих льготы при поступлении -перечень олимпиад 100 баллов.
На базе нашей школы работают математические кружки. Как мы проводим занятия в математических, расскажу поподробнее немного позже. Так же в нашей школе в пришкольном лагере организована группа одаренных детей, в которой мы занимаемся по направлениям математика, физика и информатика. Дети с удовольствием занимаются, решают различные логические задачи, играют в шахматы, с интересом проводят физические опыты и учатся мастерству работы на компьютере.
В-третьих рекомендую вести работу с использованием ИТ, таких как электронная почта, чаты, систем дистанционного обучения, так как важно, чтобы при самостоятельной работе ученик имел возможность оперативно посоветоваться с наставником и при чем регулярно общаться. В прошлом году готовила ученика к олимпиаде, общались по электронной почте, через дневник.ру и социальные сети. Он мог и поздно вечером прислать решение, когда его осенит и он решал задачи различными способами. Здесь на слайде можете ознакомится с интернет-ресурсами для подготовки к олимпиадам. Также в прошлом текущем году на базе нашей школы прошел Первый этап олимпиады Эйлера. Мы с Гузалией Хаматьяновной являемся кураторами этой Олимпиады в нашем городе.
Все наши учителя активно используют информационные технологии, в нашей школе имеется система Вотум, которую можно применять не только на уроках, но и в кружках, тот же самый математический бой можно умело провести с использованием системы Вотум. Поподробнее хотела рассказать об одном инструменте и рекомендовать его для использования в своей работе, пошаговую разработку для создания могу вам дать. Речь идет об использовании Гугл форм. Эту форму мы используем не только для подготовки детей к очередному занятию в кружке, но и удобно использовать в работе классного руководителя, гугл-формы способны решить множество задач преподавателя. Например, Создание анкет; Добавление формы обратной связи на сайт, Дистанционная проверка домашнего задания; Проведение онлайн-тестирования или онлайн - олимпиады с большим количеством участников.
Сервис «Google Forms» – Самый легкий способ создания онлайн-опросов
Google Формы – простой и эффективный инструмент, который всегда под рукой у любого владельца Google аккаунта.
В настоящее время я активно использую сервис Google Формы в своей работе. Например, провожу анкетирование для составления социального паспорта класса (называется опросник для родителей), или провожу тесты по математике, иногда провожу конкурсы среди своих классов. Например, конкурс по теме «Решение задач с помощью уравнений», набравшие максимальное количество баллов – за короткий промежуток времени получили оценки. Всегда есть темы для самостоятельного изучения для учеников, а с помощью гугл форм – легко можно проследить на сколько усвоили и помочь детям. Вообще очень удобно использовать гугл-формы, чтобы облегчить и ускорить процесс раздачи заданий, сбора результатов и обработки результатов, так как результаты помещаются в электронную таблицу.
И наконец, в-четвертых, не всегда мы сами можем решить олимпиадные задачи, поэтому, необходимо взаимодействие может быть с другими преподавателями, преподавателями ВУЗов, с которыми налажен контакт в школе и т.д., может быть со студентами - бывшими своими учениками, которые достигли определенных высот. Я сама до сих пор общаюсь со своими преподавателями БГУ и со своими выпускниками, знакомлюсь с учителями других школ республики при возможности. Знакомлю учеников заочно с выпускниками прошлых лет, и они обмениваются решениями через социальные сети.
Ну и сейчас, хотелось бы подробнее остановиться на работе математического кружка для одаренных детей нашей школы. Занятия проводятся по различным технологиям.
На начальном этапе – назовем его, этапом привлечения начинаем работать с более простыми задачами. На этом этапе занятия проводятся в игровой форме, например, математический бой, математическое домино или математическая карусель. Игровая форма привлекает детей, но минус этого этапа, в том, что в задачах требуется только ответ и поэтому. В дальнейшем в следующем этапе, для того чтобы научить детей обосновывать решение занятие проходит в виде игры математическая регата. Подробно о регате.
Следующий этап индивидуальный. Несколько занятий по разным темам. На индивидуальном этапе работа ведется, таким образом: дается небольшая теория по теме и затем, даются задачи. Учащиеся решают задачи и подходят к учителю – показывают решение – этот этап работы индивидуальный. На каждого ребенка заводится карточка, в которой составляется индивидуальный план и там же отмечается, кто на какой задаче находится. Каждый ребенок идет своим темпом.
Например
По теме Вневписанные окружности – даются теория и задача, фактически решение этой задачи очень сложное, а зная теоремы о вневписанной окружности, решение этой задачи облегчается в разы.
Задача 1. Дан квадрат ABCD со стороной a. На сторонах BC и CD даны точки M и N, такие что периметр треугольника CMN равен 2a. Найдите угол MAN.
Задача 2. В прямой угол вписаны две окружности, которые не пересекаются, к этим окружностям проведена общая касательная, которая пересекает угол в точках A и B. Найдите площадь треугольника ABC, если радиусы окружностей равны R1 и R2.
По теме четность и нечетность.
Следующий этап работы кружка – этап «открытых» задач - задач с необычной постановкой вопроса.
Все знают, как устроена традиционная задача. Состоит из данных и вопроса. Опишем некоторые типы открытых задач
- Есть некоторые данные, что можно, а что нельзя найти по этим данным?
- Задача типа: найдите и докажите
- Задача типа задайте нужные данные
- Задача типа: ослабьте условие в доказанном утверждении.
- Задача типа: придумайте задачу, имеющую данный ответ.
И т.д.
Такие задачи можно найти сайте школы «Интеллектуал». Там выложена брошюра с задачами по геометрии для 7-8 классов, задачи на метод математической индукции и задачи Пущинских математических регат. И много интересного там выложено. Вот на слайдах можно посмотреть задачи открытого типа.
И последний этап работы кружка – это решение олимпиадных задач. А фактически проведение олимпиады. Требования к задачам такие: должно быть 4-6 задач, все задачи должны располагаться в порядке возрастания трудности, в числе первых задач должна быть задача, доступная большинству учащихся, это может быть обычная задача продвинутого уровня, а также может быть не изучаемая в школе, но которые должны решить большинство участников. Это необходимо для того, чтобы участник не потерял уверенность в своих силах и интерес к математике. Обязательно, чтоб были задачи алгебраические и геометрические и одно задание должно быть очень сложным, которое смогут решить единицы. Дается время, такое же как на олимпиадах 4 часа. Дети решают, сдают задания учителю и уходят. К следующему занятию учитель проверяет решения и оглашает результаты по каждой задаче – количество баллов, кто не согласен может оспорить и доказать учителю свое решение (апелляция), так же на этом занятии обсуждаются проблемы, при апелляции могут как повыситься, так и понизить баллы. И на третьем занятии ученики, которые получили максимальные баллы показывают оформление решения задач и обсуждают как правильно нужно оформить решения задание и разбирают различные способы решений, т.е. не только решения, но и оформление, так как многие ученики выдают просто ответ, не обосновав, или не полное решение, при этом теряя драгоценные баллы.
Вот такие этапы подготовки к олимпиадам проводятся в нашей школе.
Также в нашей школе проводятся различные математические игры, конкурсы для всех учеников. В прошлом учебном году, мы являлись кураторами олимпиады Эйлера по математике. Команды учеников нашей школы с учителями посещают различные олимпиады, такие как Математическая карусель, проводимая в Кармыскалинском районе в 2015-2016 уч.году возили 3 группы учеников и каждая группа стала привезла дипломы победителей. Математическое домино в г. Екатеринбурге – так же с приехали с дипломами победителей и в добавок еще личные победы привезли. Турнир им.Чеботарева в г.Казань и тд и со всех городов приезжают с победой.
Также хочется отметить, то что учителя нашей школы и сами участвуют в различных олимпиадах для учителей и занимают призовые места. В этом году Сидорова И.Т и Хамзина Г.Х стали призерами заочного этапа Всероссийского конкурса для учителей математики, организованного издательством 1ое сентября. Также принимали участие и прошли первый заочный тур Хамзина Г.Х и Нуртдинова Э.Г. в олимпиаде для учителей «Профи-край 2016». И постоянно принимают участие в различных конкурсах, тем самым повышая свое мастерство.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ:
«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Нуртдинова Э.Г Учитель математики лицей№2