Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), – одна из важных педагогических задач.
Следует отметить, что с каждым годом в дошкольные группы поступают всё более ослабленные, болезненные дети, с тяжёлыми формами умственной отсталости, с расстройством аутистического спектра, с устойчивыми отклонениями в поведении и нервно-психическими нарушениями. У детей, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) нарушена эмоционально-волевая сфера, которая выполняет непосредственно функции приспособления и адаптации к окружающей среде, в том числе и социальной.
Формирование потребности в общении с окружающими людьми и умение правильно вступать во взаимодействие - необходимое условие для успешного развития ребёнка и его социальной адаптации.
Маленькие дети часто находятся "в плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Таким образом, каждый воспитанник нуждается в индивидуально-ориентированной коррекционной психологической помощи.
Коррекционная психологическая работа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна начинаться как можно раньше и соответствовать реальным возможностям воспитанника. Часто она определяется не возрастными задачами, а степенью выраженности имеющегося нарушения.
Коррекционная психологическая работа направлена стабилизацию эмоционального состояния ребёнка, психокоррекцию его поведения. Педагог-психолог выполняет функции коррекции психологических состояний ребенка, содействует развитию психических функций, снижение которых отмечается в документах ПМПК.