Тема : Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей.
В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка в процессе воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармонической личности ребенка, его культурного развития.
В настоящее время широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». Сходство этих терминов прослеживается в первой части понятий: арт- «художественное», искусство. Вторая же часть определяет различие: терапия- направление медицины, лечебное воздействие; педагогика- область научного знания, наука об обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании- и коррекции.
Существуют несколько направлений арттерапии.
Изотерапия- лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д.; Применение изотерапии позволяет получить положительные результаты:
-создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
-обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;
- оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
Библиотерапия- лечебное воздействие чтением;
Имаготерапия- лечебное воздействие через образ, театрализацию; При этом главная цель ее проведения- не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта. Имаготерапия чаще всего проводится в форме куклотерапии. Работа строится на основе использования любимого персонажа или куклы, с которыми разыгрываются в лицах истории, связанные с проблемной ситуацией конкретного ребенка.
Музыкотерапия- лечебное воздействие через восприятие музыки;
Вокалотерапия- лечение пением;
Кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика)- лечебное воздействие движениями. Кинезитерапия может проводиться в форме тематических занятий, построенных на образной импровизации педагога и группы детей. В занятие включаются различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы.
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т.п.) повышает самооценку, самоприятие ребенка с проблемами в развитии. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи- адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде. Ребенок, действуя в удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.
Ребенок, в ходе общения с искусством, становится по своему психологическому состоянию качественно другим- успокоенным, духовно обновленным, отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах.
Коррекционные возможности искусства связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в художественной практической деятельности и творчестве- это и есть реализация социально- педагогической функции искусства.
Социально- педагогическое направление коррекционной работы с детьми посредством искусства осуществляется двумя путями: - путём воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;
- путем деятельности, связанной с искусством (художественно- речевой, музыкальной, изобразительной, театрализовано- игровой).
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную функции. Участие ребенка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные способности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка, утверждению в нем чувства социальной значимости.
В процессе коррекционно-развивающей работы , включающей различные виды искусства (театрализовано-игрового, музыкального, танцевального, художественно-речевого, изобразительного и т.д.), создаются возможности не только для художественного развития и формирования основ художественной культуры, но и благоприятные условия для коррекции познавательной и личностной сфер ребенка.