Значение воспитательного потенциала
урока иностранного языка.
Всегда ли мы понимаем, насколько велик воспитательный потенциал урока иностранного языка?
Когда спорят о том, какую роль играет иностранный язык, как учебный предмет в учебном заведении, все доводы в пользу иностранного языка сводятся обычно к тому, что, каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык, что иностранный язык необходим для будущей профессии, что знание иностранного языка развивает, ибо позволяет узнавать много нового и т. п. Все это, разумеется, так. Но основное достоинство иностранного языка как учебного предмета заключается, на мой взгляд, не только в этом. Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, ибо важен не только сугубо практический эффект обучения, сколько то, что это знание или процесс его приобретения вносит в формирование человека как личности. Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале.
А потенциал этот просто огромен! Можно без преувеличения сказать, что вряд ли какой-нибудь из учебных предметов может в этом плане сравниться с иностранным языком. Именно по этой причине воспитательный потенциал является специфической чертой урока иностранного языка.
В чем же заключены воспитательные возможности нашего предмета? По-видимому, в трех сторонах урока. Прежде всего, в содержании используемых материалов; во-вторых, в методической системе обучения; в-третьих, в личности учителя и его поведении.
Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного языка. Он включает в себя: воспитание идейной убежденности и политической сознательности, нравственности, сознательного отношения к труду, развитие общественной активности, воспитание эстетического вкуса. Вспомним в связи с этим, какие материалы (тексты, темы, проблемы и т. п.) включены (должны быть включены) в учебник и используются на уроке. Это рассказы о родине и ее истории, о жизни выдающихся деятелей науки и культуры, о беззаветном героизме людей в годы войны, о природе, о родном городе, музеях, музыке…
Трудно сказать, что не является предметом нашего обсуждения на уроках иностранного языка. Только, пожалуй, история, обществоведение и литература располагают некоторыми из этих возможностей. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чем то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность и является тем каналом, через который в душу и сознание ученика проникает воспитательное воздействие.
К сожалению, этот канал используется ещё мало и не очень умело. Дело в том, что просто включение в учебник и прочтение текста, обладающего воспитательными возможностями, еще не даст должного эффекта. Нужна и соответствующая его интерпретация, и соответствующее отношение к нему учителя. Урок должен вызывать эмоции, субъективные переживания, затрагивать мотивационную сферу психики учащихся.
Возьмем, к примеру, толерантность, эту важнейшую черту современного человека. Вряд ли можно ее воспитать только специальными мероприятиями, посвященными этой теме, или чтением текстов; немного внесут и специальные беседы о данном вопросе. Все дело в том, как это делается. Нужно, чтобы ученик на каждом шагу видел и чувствовал отношение самого учителя к данной теме, ощущал его уважение к другим народам, обычаям, традициям, убеждался в глубоком знании учителем страны, ее истории, ее места в мире, взаимоотношений с другими странами, в объективной оценке всего, что происходит в мире. И важно здесь, не только то, о чем говорится на уроке, но и то, как это делается. Для разговора о толерантности одних цифр и фактов недостаточно – должна чувствоваться убежденность в этом самого учителя. Часто учитель воспитывает своим примером, своим отношением к ученикам, к окружающему миру. Нет показателей, которые говорили бы о реализации воспитательных задач, поставленных на уроке, если учащиеся ждут урока, активно работают, с уважением относятся и к учителю и друг к другу и вы видите их улыбки, вместо скучающих лиц – вы на правильном пути.
Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Все зависит от того, на каких принципах эта система основана, какие приемы работы она предполагает. В этом плане коммуникативное обучение открывает большие возможности. Достаточно вспомнить, например, тот факт, что обучение общению осуществляется в процессе общения. Это значит, что овладение иноязычным говорением как процесс индивидуальный проходит эффективнее как раз при коллективном обучении (работа в парах, в группах, в командах). Воспитание речевого коллектива, что предусматривается коммуникативным обучением, не может проходить бесследно для воспитания коллектива вообще и коллективизма в целом. Отношения между учащимися в группах полностью отвечают принципам коллективности и воспитывают в них такие качества как инициативность, организованность, ответственность, дают им возможность проявить свои лидерские качества.
Урок иностранного языка – это мощный механизм личностного развития ученика через реализацию его воспитательного потенциала.