Зарождение и развитие кумыкской литературы - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 147
  • Скачиваний: 0

Реализм прозы Н.Батырмурзаева и проблемы обновления литературы.

Особый смысл в развитии культуры Дагестана имело литературное творчество писателя Н. Батырмурзаева. С первых шагов своей деятельности он стал поистине народным просветителем-демократом, теснейшим образом связанным с  конкретно-национальными интересами Дагестана, с жизнью его народов.

Н.Батырмурзаев как просветитель 20 века  воспринял всё передовое и прогрессивное у дагестанских, азербайджано-татарских предшественников. Он хорошо знал и интересовался успехами литератур народов России, изучал русский язык и литературу,выписывал много газет, журналов, выходивших в Казани, Астрахани, Петербурге, Баку.

Преемственность идей, литературных замыслов, благотворное влияния демократической  русской литературы помогли Н. Батырмурзаеву вырасти в видного общественного деятеля, писателя- демократа.

Зарождение прозы у кумыков совпало с этапом наибольшего распространения просветительских идей в народе, интереса к наукам, ко всему разумному, поэтому крупные жанровые произведения в кумыкской среде возникли с верой в силу человеческого разума, в стремлении преобразить мир, вместе с пробуждением национального самосознания народа.

Творчество Н. Батырмурзаева выступает как синтез предшествующего развития всей дагестанской литературы.

Творческий метод Н. Батырмурзаева, особенно в первых его повестях, в классической форме выражает достоинства и недостатки просветительского реализма  дагестанской литературы, по которому идеальное отражение находили результаты движения общественных явлений, а не само движение.

До Н. Батырмурзаева многие поэтов Дагестана: Етим Эмин, О.Батырай, Чанка, Махмуд, Ансар Кадиев воспевали женщину исключительно с позиций влюбленного, романтически описывали любовную страсть, а что касается духовной жизни самой женщины, её мыслей, стремлений, ее полнокровного образа и облика, её интересов, места в обществе, то всё это зачастую оставалось вне поэтического выражения, не находя отражения в литературе.

Углубление противоречий между желаемым и действительным в общественной жизни кумыков не оставило место для прежней возвышенной любви.  Батырмурзаев правильно понял тенденцию родной литературы и задачи, стоящие перед ней. Как просветитель, он оказался проворнее романтиков. В стремлении вырвать женщину из мрака и невежества Батырмурзаев намечал для этого конкретные меры. Он понимал, ято равенство в духовной жизни женщин и мужчин возможно лишь тогда, когда она веками забитая и забытая, выйдет на широкую дорогу жизни, когда она наконец перестанет  быть молчаливым украшением быта мужчин.  Многие инпоигровали  Батырмурзаева, так как  в его произведениях представление о женщине как ожерелье в руках мужчин рассыпано.

Несмотря на то, что в воззрениях Батырмурзаева немало ещё незрелого, несомненно одно: его основное требование широкого женского образования и многое-многое другое.

Нугай Батурмурзаев знал, что прежде всего надо обратиться к чувствам людей, а затем и их разуму, перейти от легкого к сложному –вопросам общественного развития и наукам..

Манай Алибев отставание устной литературы видел в том, что кумыки, как и другие народы Дагестана, не имели своей письменности в прошлом. Он писал, что наступили иные времена когда каждый человек с любовью читают книги, написанные на родном языке.

В этом немалая залсуга основателя кумыкской прозы Н. Батырмурзаева, который не только предопределили многие тенденции национальной литературы, но своими произведениями подготовил читателя к обогащенной острыми проблемами современности литературе, утвердил новое эстетическое отношение к действительности.

Таким образом, само развитие литературной мысли привело к необходимости отображения новых людей, нового подхода к действительности, следовательно, и к обновлению творческих сил. Хочется вспомнить имевшего глубокий смысл утверждение Н. Бежера6 « Нельзя говорить о подлинном обновлении культуры народа, если в это обновление не будут втянуты новые слои народа и если сами глашатаи и руководители  такого обновления не вырастут из новых слоев народа»

За выполнение этой исторической задачи смело взялся Н. Батырмурзаев.

Первые крупные реалистические произведения « Языкъ Гьабибат», «Давуд булан Лайла» написанные Н. Батырмурзаевым в 1910-1012 годах,  явились подлинным творческим актом, проложившим дорогу к обновлению литературы, о чем свидетельствует идейно-художественное содержание повестей , их образная система.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: