Как обучать ребенка с расстройствами аутистического спектра?
Большинство детей с расстройством аутистического спектра попадают в разряд необучаемых или труднообучаемых детей. Трудность обучения ребенка с РАС обусловлена нарушениями в области социального взаимодействия. Аутичным детям трудно общаться так, как у них недосформированы механизмы, лежащие в основе этой человеческой способности, включая имитацию, подражание, понимание обращенной речи, понимание невербальных проявлений другого человека.
Общепринятый в образовании формат научения — это передача информации и опыта преимущественно с помощью текста. Этот процесс подразумевает вербальную (устную) передачу смысла от учителя к ученику с последующим вербальным воспроизведением учеником усвоенного материала и подразумевает, как минимум, три базисных возможности ребёнка:
1) ребёнок может вступать в социальное взаимодействие с другим человеком (с учителем), в результате общения ребёнок может «выхватывать из контекста социальные смыслы» как бы их присваивать, делать частью собственной смысловой системы;
2) ребёнок понимает обращённую к нему речь в достаточном для усвоения объёме;
3) ребёнок может повторять услышанное (прочитанное) и при повторении «переворачивать речь», то есть говорить и думать от первого лица.
Результативность традиционного научения также регистрируется в речевой форме (устная и письменная речь). Некоторые трудности в обучении аутичных детей можно обойти за счёт смены вербальной подачи дидактики на визуальную с опорой на короткий текст-комментарий.
Это означает, что создание специальной стимульной среды, в том числе, организация подачи дидактическаго материала преимущественно визуальным способом позволит обойти недостающую (речевую) зону аутичного ребёнка, а принимая во внимание тот факт, что образное мышление происходит в разы быстрее, чем обычное мышление, которое продвигается от мысли к мысли, можно говорить об эффективном и полноценном развитии ребёнка-аутиста через «визуальный интеллект». То обстоятельство, что развитие и обучение детей с РАС становится результативным в условиях, когда оно осуществляется преимущественно с опорой на визуальное и другие сохранные типы мышлений, не позволяет в полной мере «обойти» другие трудности - те, которые связаны с тем, что любая ситуация научения подразумевает необходимость вступать во взаимодействие с другим человеком.
Проблема не в том, что аутисты не хотят, а в том, что они не могут взаимодействовать.
За неуспехом социального взаимодействия и сложностью социализации ребёнка-аутиста находится отсутствие у него социальной мотивации (мотивации, как регуляции), «отсутствие способности понимания социальных смыслов, того, что дети с нормальным психическим развитием узнают сами в раннем возрасте» (Л.М. Шипицына). Иными словами, без создания механизмов регуляции деятельности по формированию социальных навыков, умений, качеств, способностей или, в терминах мотивации, без создания социальной мотивации задача по развитию и обучению ребенка-аутиста невыполнима. Одним из возможных способов развития социальной мотивации является целенаправленная работа по формированию смыслов.
Любая классическая дидактика может справиться с этой задачей, если будет преподнесена особым образом. Надо отдавать себе отчёт в том, что любой дидактический продукт является только инструментом, эффективность использования которого будет определяться тем: «кто пользуется», «как пользуется», «какие цели, задачи при этом ставятся». Недостаточно будет просто выполнять с ребёнком дидактические задания . Занятия с детьми с РАС — это не просто взаимодействие Взрослого и Ребёнка, Учителя и Ученика - это взаимодействие Ребёнка-Ученика-Аутиста со Взрослым-Педагогом -Неаутистом, что само по себе является проблемой, преодоление которой сводится к разрешению ключевого противоречия: с одной стороны — ребёнок -аутист не может общаться и его нужно этому научить, а с другой стороны — для любого научения необходимы навыки общения. Разорвать это замкнутый круг невозможно без понимания природы трудностей взаимодействия у людей с РАС.
Аутизм не поддается медикаментозной коррекции. Лекарственная терапия показана только в том случае, если имеют место другие расстройства. аутического спектра Что делать, если у ребенка диагностировали аутизм? Коррекционная программа детей аутистического спектра составляется индивидуально. Ребенку нужна помощь группы специалистов, в частности, занятья с психологом, логопедом и специальным педагогом, сеансы с психиатром, упражнения с физиотерапевтом (при выраженной неуклюжести и отсутствии ощущения собственного тела). Коррекция происходит медленно, занятие за занятием. Детей учат чувствовать формы и размеры, находить соответствия, чувствовать взаимосвязи, участвовать, а затем и инициировать сюжетную игру. Детям с аутическими расстройствами показаны занятия в группах социальных навыков, где ребята учатся играть вместе, следовать социальным нормам и помогают выработать определенные модели поведения в обществе.
С учётом вышеизложенного материала, можно утверждать, что у аутичного ребёнка дефицитна сама органическая основа, отвечающая за становление, формирование механизмов, лежащих в основе процесса социализации.
К таким механизмам относятся:
- имитация,
- подражание,
- распознавание состояний, намерений, эмоций другого человека,
- «переворачивание» обращённой речи,
- распознавание смыслов в контексте и т. п.
И если задача сводится к тому, чтобы сформировать отсутствующие механизмы регуляции, подразумевая, что тяжелая дезорганизация всей системы поведения у аутичного ребёнка касается не только механизмов социализации, но и более глубоких слоев регуляции поведения, то недостаточно будет сформировать социальный навык или даже ряд социальных навыков на поведенческом уровне, например, научить ребёнка здороваться, прощаться, говорить «спасибо» и т. д.
Специалистам, родителям предлагается при выполнении дидактических заданий пользоваться специальными техниками:
- Техника «безусловного принятия» - это базовая техника в работе с детьми. Применяется в сочетании с техникой «интерпретации».
Описание техники. Ребёнок изначально принимается во всех своих проявлениях. Не допускается категоричный запрет (использование слова «нельзя»). Не допускаются оценочные суждения («ты сделал неправильно, ты сделал плохо»). Не допускается «невыгодное» сравнение. Специалист всегда на стороне ребёнка . Специалист «действует» всегда в зоне интересов ребёнка, в том числе стереотипных, постепенно развивая и углубляя их, дополняя и охватывая смежные зоны. Специалист действует в «зоне ближайшего развития» ребёнка (Л.С. Выготский) с учётом сензитивности периода развития. Специалист, по возможности, даёт интерпретацию действию ребёнка, выражает свое отношение к происходящему, дает оценку поступку, но не переносит эту оценку на личность ребёнка. Техника подразумевает безусловное право ребёнка на любое личностное проявление. Любая активность ребёнка «подходит для работы», то есть осмысляется, подхватывается специалистом, специалист идёт «за ребёнком», априори считая, что в любом действии ребёнка есть смысл.
- Техника «интерпретации», это когда вы проговариваете всё то, что происходит с ребёнком. Речевое сопровождение (вербализация) вашего отношения - важный момент помощи ребёнку, даже если сам ребёнок ещё не научился говорить или мутичный, даже если вам кажется, что ребёнок ещё маленький и ничего не понимает. Ребёнок всё понимает, потому что, помимо вербальных, есть довербальные уровни понимания, например язык тела, язык жестов, язык интонаций и т.д.
Описание техники. Например, ребёнок кричит: вместо - «не кричи», " нельзя кричать", вы говорите: «ты кричишь, какой у тебя громкий голос, сколько в нём силы». «Каждый, у кого есть голос, может пользоваться им по своему усмотрению: кричать, молчать, петь, шептать, говорить хорошие слова, говорить плохие слова. Ты выбираешь сам. Это твоё право». Обязательно проговорите причину «ты кричишь, потому что…». Обязательно выразите своё отношение к происходящему, объясните, что вы чувствуете и что переживаете. Если ребёнок мутичный или не говорит о себе в первом лице или плохо понимает обращённую речь, то все фразы "строятся" от первого лица за ребёнка (см. "Техника-Я").
- Техника - «Я», это техника «переворачивания» речи, дополняет технику «безусловного принятия» и технику «интерпретации» в том случае, если ребёнок мутичный, если ребёнок говорит о себе в третьем лице (путает «Я» и «ТЫ»), если ребёнок плохо понимает обращённую речь. С помощью техники - «Я» формируют речь от первого лица, а в случае отсутствия речи — формируют внутреннюю речь от первого лица. Применение техники - «Я» улучшает понимание обращённой речи у детей с РАС.
- Принцип простоты задания при многократном и длительном повторении с одновременным проговариванием.
Неважно, какие именно навыки вы формируете у аутичного ребёнка, принцип простоты задания при многократном и длительном повторении подразумевает вводить новые элементы задания на фоне неизменного контекста. То есть изменяем не само задание, а добавляем в прежнее задание новые элементы. Принцип многократного повторения в рамках одного задания подразумевает большое количество повторений не за одно занятие, а в течение длительного периода в рамках одного задания. Связи между нейронами при научении в нормальных условиях образуются довольно медленно – вот почему имеет значение многократный повтор одного и того же. В ситуации развития, осложненного аутизмом, количество необходимых повторов для усвоения материала, для понимания смысла, возрастает в десятки и более раз. Одновременно с этим можно эффективно воспользоваться такой «особенностью» поведения аутичного ребёнка, как стереотипность. Вариативность, уровень сложности достигаются не за счёт смены задания, а за счёт изменения количественных и качественных параметров «внутри» этого же задания. Важно понимать, что «быстрого» возврата усвоенного материала, как при обучении «нейротипичного ребёнка, не будет, ведь происходит работа по созданию механизмов регуляции на уровне рефлекса. И это только малая доля тех техник, которые можно и необходимо использовать в обучении детей с РАС.