Заозерненский школьный музей -- центр учебно-воспитательной работы - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 134
  • Скачиваний: 16

Заозерненский школьный музей-центр учебно-воспитательной работы

      В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно- исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет школьный историко-краеведческий музей.

      Музейная среда способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, истории жизни школы,поселка, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Дети,работая в музее по разным направлениям, видят в других ребятах равноправных, свободных, активных в высказываниях собеседников, уважающих их позицию, убеждения, интересы и мнения.

     Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.

    Более десяти лет назад ,4 мая 2007 года , в жизни нашей школы произошло знаменательное событие: в торжественной обстановке открылся школьный музей. Музей был создан по инициативе учителей, сотрудников школы, учащихся, родителей, выпускников школы. Деятельность музея строится в соответствии с «Положением о музее МБОУ «ЗСШ».

Оргкомитет музея, куда вошли учителя, учащиеся, ветераны, определил цели и задачи музея. Историко-краеведческое и патриотическое воспитание; поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе. При этом важно не только использование в образовательно-воспитательных целях коллекции музея, но и от собранных вещей, изображений, письменных и фотодокументов вести учащихся к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся.

Следующим шагом стало составление тематического плана музея. Наличие такого документа явилось условием целенаправленного поиска материалов. При составлении тематического плана нашего музея, особое внимание уделялось желанию отразить историю поселка, города, школы. Одним из основных компонентов в создании школьного музея является составление тематически-экспозиционного плана, т. е. последовательного перечня абсолютно всех материалов, которые включены в экспозицию. Ребята из совета музея провели кропотливую работу по учету музейной коллекции. Они определили функциональное либо документальное значение каждого экспоната и его место в той или иной экспозиции. Эта деятельность была значимой в работе музея, так как важно определить место каждого экспоната в общей экспозиции. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается совет музея, учитель истории. В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.

         Музей – центр патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Дети  участвуют в поисково-собирательной работе, в изучении и описании музейных предметов, в создании экспозиции, в проведении экскурсий, вечеров, встреч с интересными людьми.

Общий фонд музея составляет 496 наименований экспонатов. Из них наиболее ценные:

- комод конца XIX века;

- 2 этажерки;

- сундук;

- коллекция полотенец (17 шт.);

- прялки (2 шт.);

- казацкие трубки (12 шт.);

- награды ветеранов Великой Отечественной войны (15 шт.);

- книги до 1961 года издания (36 шт.);

- глиняная посуда (11 шт.);

- пули, пуговицы, монеты времен Крымской войны.

        В отличие от сухих страниц учебников, школьный музей позволяет не только прикоснуться к живой истории в виде писем, одежды, предметов быта, ремесла, но и активно включиться в практическую работу по познанию истории – поиск, анализ, восстановление, оформление. Уникальность школьного музея состоит в том, что через него проходят поколение за поколением, оставляя там свой след. За 10 лет работы сменилось 3 группы экскурсоводов.

        Сохранение исторической памяти – это главная задача, которую решает школьный музей, становится коллективным делом. В начале каждого учебного года все классы получают поисковые задания. Итог работы поисковой группы оформляется в презентацию и в мае в музее проходит отчетная итоговая конференция.

        Основные экспозиционные стенды:

- Крым – наш дом;

- Античная Керкинитида;

- От века к веку;

- За новую жизнь;

- Из истории поселка;

- Память жива;

-Заозерное сегодня;

- Растительный мир;

- Животный мир;

- Многонациональный Крым;

- Наши выпускники.

Экскурсоводы ежегодно проводят десятки тематических экскурсий. Каждый экскурсовод оформляет «портфель экскурсовода» по своей теме.

         Тематика МАНовских научно-исследовательских работ разнообразна: «Из истории вещей», «Крестьянский быт начала ХХ века», «С людьми и для людей», «Герои живут рядом», «Бессмертный полк родственников учеников нашего класса», «Георгиевская ленточка – символ солдатской доблести», «Мой дедушка - герой», «Заозерное – курорт с богатой историей» и другие.

Таким образом, внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: