Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 80
  • Скачиваний: 16

  Организация учебно-исследовательской

деятельности обучающихся.

 

Петухов С.Ю., учитель химии

МБОУ «СОШ № 54 г. Челябинска»

E-mail: sp_2468@mail.ru, Карабаш, Россия.

Петухова Г.В., учитель биологии

МБОУ «СОШ № 54 г. Челябинска»

 E-mail: gp_2801@mail.ru, Карабаш, Россия

     Среди множества методов, используемых естественными науками, эксперименту отводится ведущее место. Современное образование использует различные виды лабораторных и практических работ. Но, не смотря на все усилия, прилагаемые педагогами, у обучающихся не формируется отношение к эксперименту, как методу научного познания, а экспериментальная деятельность носит ограниченный и частный характер. Практически повсеместно экспериментальная деятельность либо направлена на решение практических, прикладных задач, либо реализуется в  рамках проектной деятельности, при этом роль обучающихся сводится к функции лаборанта. Важность экспериментальной работы должна состоять в  целенаправленном формировании экспериментальной деятельности, выражающейся в мотивации к овладению навыками научных исследований. Экспериментальная деятельность является неотъемлемой частью   научно-исследовательской  и учебно-исследовательскую деятельности обучающихся.    Данные понятие кажутся тождественными, но между ними есть определенная разница.  Под научно-исследовательской  деятельностью  следует понимать,  «деятельность учащихся под руководством учителя, связанную с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающую  наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере». [1]
 Данная деятельность позволяет развивать у обучающихся  самостоятельность, познавательный интерес,  культуру учебного труда, а так же дает возможность  обобщать,  углублять,  систематизировать и применять на практике  знания в определенной области учебного предмета.
     Научно-исследовательская деятельность требует от педагога довольно высокого уровня знаний, совершенства  владения   методиками исследования, наличия достаточной информационной базы, а так же  желания углубленно заниматься исследовательской деятельностью с обучающимися. При этом определенные требования предъявляются и к обучающимся, прежде всего высокий интеллектуальный потенциал, развитие высокой познавательной мотивации, высокого развития внимания и памяти. Научно-исследовательская деятельность может быть реализована в профильных, либо обладающих соответствующей  материальной базой  образовательных организациях, а так же на базе организаций дополнительного образования, либо на основании предоставления необходимого  оборудования организациями профессионального и высшего образования на основе договоров взаимного сотрудничества.
         В   современном массовом  образовании научно-исследовательская деятельность трансформируется в «учебно-исследовательскую деятельность, которая нацелена на получение образовательного результата».  В соответствии с этим под «учебно-исследовательской деятельностью следует понимать  не получение новых, неизвестных науке фактов, а овладение обучающимися алгоритмом проведения исследования». [2]. Что в конечном итоге позволит обучающимся   в дальнейшем совершенствовать и усложнять полученные умения  на ступени среднего и высшего профессионального образования. Таким образом учебно-исследовательская деятельность не направлена на получение новых, неизвестных знаний и фактов, а предполагает овладение некой последовательностью действий, которые будут использованы в дальнейшем образовании и практической жизни.

      В  процессе  реализации  учебно-исследовательской работы деятельность педагога значительно меняется вместо источника и транслятора знаний и информации, он становится координатором и наставником, в решении исследования поставленной проблемы он включен в исследование  «на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования» [2].   Это позволяет педагогу проявить свои  творческие способности, стимулирует на овладение новыми, эффективными методиками и технологиями обучения, а так же на повышение квалификации через различные формы личного образования. [3]   
Соответственно  деятельность педагога по реализации учебно- исследовательской деятельности может носить как локальный ( работа с успешными, одаренными детьми), так  и фронтальный характер(с целым классом или определенной группой обучающихся).
      Основной функцией эксперимента в учебно-исследовательской деятельности  является нахождение решения  исследовательской задачи, формулируемой в виде проблемы установления факта противоречия, несоответствия между известным и неизвестным. Для решения сформулированной проблемы выдвигается гипотеза, под которой следует понимать «научное допущение или предположение, истинное значение которого не определено»[4] Следовательно, гипотеза выступает как вероятное знание в виде догадки. Гипотеза, являясь  частью эксперимента, возникает из конкретной деятельности – наблюдения или теоретической деятельности и является ответом на возникшую проблему. Гипотеза так же является элементом познания, объяснения новых, неизвестных фактов или явлений. Гипотеза, являясь предположительным знанием, требует теоретического обоснования, выражающегося в установлении связей между исследуемыми  явлениями, фактами, а так же формирует новые понятия. Кроме всего вышесказанного, формулировка гипотезы должна быть понятна и лаконична. Выдвинутая и обоснованная гипотеза требует экспериментального подтверждения. Под экспериментом следует понимать «метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях  исследуются явления действительности». [4]

      По сути, эксперимент есть воспроизведение в лабораторных, стационарных условиях изучаемого  явления или научного факта. При эксперименте воспроизводится объект исследования, условия его объективного существования и взаимосвязи между этими условиями.   Деятельность экспериментатора при проведении эксперимента состоит из контроля материальной базы, условий осуществления и протоколирования его хода. На основе протоколов, после эксперимента проводится анализ результатов в аналитической или математической форме, формулирование выводов и всестороннее обсуждение результатов.  Достижение цели эксперимента будет зависеть от его подготовленности и подготовленности самого экспериментатора.  Если выдвинутая гипотеза не может быть проверена экспериментом, то в этом случае проверяются следствия,  выводимые из данной гипотезы. Достоверность, полученных в ходе эксперимента данных определяется субъективными и объективными факторами.

        К субъективным факторам следует отнести: опыт экспериментатора, теоретическая подготовленность, уровень мышления и интуиции, умения и способность к конструкторской деятельности.   Объективными факторами являются совершенство используемых методик и приборов, а так же материально-техническая база эксперимента. Достоверность полученных данных зависит от способа регистрации наблюдаемых явлений и учета факторов, влияющих на данное явление.

      Достоверность  результатов эксперимента определяют различные технические средства и устройства. Обоснованность использования технических средств и приборов определяется следующими критериями: «соответствие функции прибора выполняемой деятельности, требуемой точностью измерений, числом регистрируемых величин, способностью отображения результатов, условиями проведения эксперимента, энергетическими возможностями исследуемого объекта, эргономическими  характеристиками  технических средств»[5]

       На основе анализа задач эксперимента, вытекающих из его цели,  разрабатывается его методика проведения.  Проведение эксперимента может быть реализовано как в естественных условиях и такой эксперимент будет естественным, либо в специально созданных условиях, такой эксперимент называют модельным.

    Проведение эксперимента можно отразить в виде  таблицы.

Таблица № 1

Этапы экспериментальной деятельности

Этап экспериментальной деятельности

Цели и задачи учебно-исследовательской работы

Диагностический

Диагностика первоначальных  знаний, навыков и умений по материалу исследования; личная мотивация обучающегося

Постановка проблемы и выдвижение гипотезы

Формирование исследовательских навыков в виде формулирования:

·        объекта и предмета исследования,

·        темы исследования,

·        гипотезы,

·         цели и задач исследования,

Определение  методов в зависимости от объекта исследования.

Разработка программы проведения эксперимента

Формирование программы  эксперимента, предполагаемого результата. Расчет рисков проведения эксперимента.

Создание материальной базы эксперимента

Обучение сбору материала или постановке эксперимента

Проведение эксперимента

Проведение эксперимента в соответствии с программой, внесение необходимых корректировок.

Обработка результатов

 Статистическая  обработка материала исследования. Представление   результатов исследования различном виде.

       Следует отметить наиболее часто встречаемые затруднения при формулировании объекта и  предмета эксперимента, выдвижении гипотезы, цели и задач эксперимента, отборе методов      и пояснить некоторые понятия.
      Так объектом в эксперименте будет выступать  «совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследования информации.[4] Практически всегда объектом выступает  явление или  процесс, который  порождает  проблемную ситуацию, избранную  для эксперимента. При определении объекта всегда следует ответить на вопрос: «Что рассматривается?»
      Предмет  эксперимента будет включать в себя только  те  отношения и взаимосвязи, которые подлежат  экспериментальной проверке. Предмет всегда устанавливает границу исследовательского поиска. Определить предмет эксперимента можно при ответе на вопросы: «Как рассматривать объект эксперимента?», «Какие отношения данному объекту присущи? «, «Что может выделить  исследователь для изучения объекта?».
      Цель – это ответ на вопрос: зачем проводится эксперимент в данном исследование? Задачи будут  конкретизировать основные шаги, то есть уточнять цель. Далее формулируется, высказывается гипотеза. В основу  гипотезы могут быть положены  предположения:

  • «о существовании или отсутствии какого-либо феномена;
  • об условии его возникновения и проявления;
  • о взаимосвязи между явлениями;
  • о наличии свойства и степени его выраженности у какого-либо объекта» [6]

     Формулировку гипотезы начинают  со слов:  предположим…, допустим…, возможно…, или  что, если… Виды   проверки гипотезы  существуют: «теоретические» и «эмпирические» способы.  Теоретические способы  предполагают  анализ и логику других теорий, то есть уже имеющихся знаний, в пределах   которых данная гипотеза  выдвигается. Эмпирические же  способы  для проверки гипотезы предполагают проведение  наблюдений и необходимости  эксперимента. Формулирование  гипотезы необходимо для определения конкретной цели учебно-исследовательской деятельности и проведения эксперимента, хотя  ее не обязательно включать в саму учебно-исследовательскую деятельность. [7]

    Эффективность эксперимента в учебно-исследовательской деятельности большей частью, будет выражаться  даже не в качестве  проведения  и полученных результатах, а в приобретении исследовательских, информационных, аналитических, коммуникационных умений и  навыков. [8] От проводимой обучающимися  учебно-исследовательской работы  не нужно требовать обязательной практической значимости   и возможности использовать результаты в практической деятельности. Но иногда бывают такие исследования, которые  имеют  практическое применение.

Литература:

  1. А.В. Леонтович, «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.
  2. Учебно-исследовательская деятельность как средство обеспечения принципа преемственности в обучении Ильина А.В., Маковецкая Ю.Г.  // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. № 3 (3). С. 16-24.
  3. Взаимосвязь различных видов образования в деятельности педагога
    Маковецкая Ю.Г., Петухова Г.В., Петухов С.Ю. //
    Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2016. Т. 2. № 2 (6). С. 95-105.
  4. А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др. Под ред. А.П. Алексеева Краткий философский словарь М.: ООО «Издательство Проспект», 2008
  5. Тартаковский Д. Ф., Ястребов А. С.  Метрология, стандартизация и технические средства измерений: Учеб. для вузов   —
    М.: Высш. шк., 2001
  6. Реализация проектной деятельности учащихся общеобразовательной школы. Методическое пособие по организации проектной деятельности для учителей предметников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Составители А.В. Ильина, Ю.Г. Маковецкая, С.Ю. Петухов, Г.В. Петухова. Челябинск.2015, издание ГБОУ ДПО ЧИППКРО
  7. Маковецкая Ю.Г., Петухов С.Ю. К вопросу формирования единой системы методической поддержки педагогов по работе с одаренными детьми сборник // Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей. материалы VI Международной научно-практической конференции. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. 2016. С. 100-106.
  8. Ильина А.В., Маковецкая Ю.Г. Эффективные способы достижения учащимися метапредметных результатов
    сборник // Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей. материалы VI Международной научно-практической конференции. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. 2016. С. 79-83.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: