Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее зависят от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
Многие родители до сих пор ориентированы на прошлое, когда система общественного воспитания во многом снимала ответственность семьи за воспитание ребенка. В воспитании и образовании детей родители целиком полагались вначале на детский сад, а затем на школу, в результате чего у большинства из них оказались не сформированы элементарные педагогические умения.
К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.
Исследования психологов и социологов показали, что 2 миллиона детей в России ежегодно избиваются своими родителями, 50 тысяч детей ежегодно уходят из дома в результате жестокого обращения и насилия над ними. Причины жестокого обращения с детьми многообразны, но в основном оно встречается в неблагополучных, асоциальных семьях – алкоголиков, наркоманов, в семьях с психическими заболеваниями. Негативная среда, в которой находится ребёнок, создаёт извращённое представление об окружающем мире, подростки становятся неуправляемыми, потенциальными правонарушителями и преступниками.
К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.
Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации.
Новое российское законодательство, и в первую очередь Конституция Российской Федерации, признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.
Жестокость – это свойства личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.
Насилие – это нарушение чужого поведения (философский словарь).
Физическое насилие – это физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.
Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде - нанесение ударов по лицу; -тряски, толчки;
-затрещины, пощёчины; -удушения; -пинки;
-заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
-избиение ремнем, веревками;
-прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами;
-нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом).
Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.
Распознание факта физического насилия над ребенком.
Характер повреждений:
-синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
-ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
-повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
-выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
-участки облысения, кровоподтеки на голове;
-повреждения внутренних органов.
Пренебрежение – это хроническая неспособность родителей, обеспечить основные потребности ребёнка в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании, отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие:
- алкоголики, наркоманы;
-лица с психическими расстройствами;
-юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;
-с низким социально-экономическим уровнем жизни;
-имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость;
- перенесшие жестокое обращение в детстве;
- социально-изолированные. Последствия пренебрежения.
Внешние проявления:
-утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
-у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
-одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
-нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
-отставание в весе и росте от сверстников; -педикулез, чесотка;
-частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания; -запущенный кариес; -отсутствие надлежащих прививок;
-задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
-постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
-неумение играть;
- постоянный поиск внимания/участия;
-частые пропуски школьных занятий;
-крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; -склонность к поджогам, жестокость к животным;
Психологическое насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.).
Эмоциональным (психическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психологическому насилию относятся:
-угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
-оскорбление и унижение его достоинства;
-открытое неприятие и постоянная критика;
-лишение ребенка родительской любви;
-предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
-преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
-вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.)
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психическому) насилию:
-задержка психического развития;
-невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
-низкая самооценка; -эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
-избыточная потребность во внимании; -депрессия, попытки суицида;
-неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
-ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;
-нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
Группы риска детей по эмоциональному насилию:
-дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа; -дети рождённые в раннем возрасте;
-дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями; -дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
-дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
-дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
-дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
Жестокость лучше предупредить, чем с ней бороться.
Насилие в отношении детей зачастую носит скрытый характер и обнаруживается лишь тогда, когда ребенок уже имеет серьезные физические или психические травмы.
- Разделить родителей на группы и предложить создать коллаж с помощью отдельных слов, фраз, картинок отразит темы: «Психологическое насилие», «Физическое насилие», «Пренебрежение», «Сексуальное насилие».
При выявлении признаков жестокого обращения с детьми
· Распознание факта физического насилия над ребёнком;
· Сотрудник школы ставит в известность администрацию школы и социального педагога, если ребёнку нанесены тяжёлые телесные повреждения, обращаются в медицинское учреждение;
· Психолог и социальный педагог проводят беседу с воспитанником и устанавливают причину жестокого обращения, оказывают первую психологическую помощь ребёнку;
· Выезжают по месту жительства воспитанника и беседуют с родителями, устанавливают особенности семейного воспитания и причины нарушения прав ребёнка;
· При исчерпании всех мер воздействия, если дальнейшее пребывание ребёнка в семье становится опасным для жизни и здоровья информируют полицию и органы опеки и попечительства о фактах жестокого обращения с ребёнком.
Статья 112. При умышленном причинение средней тяжести вреда здоровью. Наказывается арестом на срок от 3 до 6 месяцев или лишением свободы до 3 лет.
Статья 116. Побои. Штраф до 100 минимальных зарплат или исправительные работы от 3 до 6 месяцев.
Статья 117. Истязание. Наказание от3 до 7 лет лишения свободы.
Статья 131,132,133,134. Преступления против половой неприкосновенности. Наказание от 8 лет до 15.
Статья 129,130.Клевета, оскорбление. Наказание от 4 месяцев до 3лет лишения свободы. Штраф от размера заработной платы до 200 минимальных размеров оплаты труда либо исправительными работами до одного года.