Выполнение профессионально-педагогического проекта как одна из актуальных форм внеаудиторной деятельности студента-музыканта - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 143
  • Скачиваний: 16

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предполагает прицельную подготовку обучающихся к реальной педагогической деятельности.

Практикоориентированность образовательного стандарта проходит «красной нитью» через все его элементы: циклы дисциплин, профессиональные модули, все виды практики. Чётко обозначенные результаты обучения в виде общих и профессиональных компетенций подразумевают разработку преподавателями точной траектории развития для студенческих групп и каждого обучающегося в отдельности. Работодатель, занимаясь подбором кадров, планирует внедрить в штат образовательного учреждения специалиста- практика, наученного самостоятельно мыслить, принимать нестандартные решения, непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым к смене рода деятельности.

Желанный для работодателя продукт в области музыкальной педагогики - это специалист-универсал, обладающий целым набором положительных человеческих и профессиональных качеств. Такой специалист всегда будет востребован на современном рынке труда. Преподаватели Курского музыкального колледжа-интерната слепых, осваивая новый образовательный стандарт среднего профессионального образования, решают вопросы повышения качества подготовки своих воспитанников путём интеграции дисциплин, МДК, видов практики, а также с помощью внедрения инновационных форм и методов в освоении учебного материала. Значительное внимание на всех ступенях образовательно?^ пространства педагогическое сообщество уделяет проектной деятельности. Именно выполнение проекта: индивидуальное или коллективное, - подчинено генеральной идее образовательного стандарта - воспитанию специалиста-практика.

В сентябре 2015-16 учебного года студенты четвёртого курса дирижёрско-хорового отделения получили, для самостоятельной

внеаудиторной подготовки, проектное задание по разработке урока «Сольфеджио» со студентами первого курса. Следуя традициям жанра имитационно-ролевой игры, студенты-старшекурсники выступают в качестве преподавателей-стажёров, студенты первого курса исполняют роли детей школы искусств. Разработке проекта предшествовала интенсивная деятельность студентов по изучению учебно-методического сопровождения федеральных государственных требований детской школы искусств, общение с представителями потенциальных работодателей. Важная роль в формировании студентами системой компетенций принадлежит учебной практике. Этот вид практики студенты проходят на базе детской школы искусств №1 им. Г.В.Свиридова, посещая занятия «Сольфеджио» с учениками 1-2 классов. В ходе учебной практики по педагогической работе, обучающиеся приобрели первоначальный практический опыт, расширили круг умений и навыков.

Выполнение проектного задания нацелено на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:

-     понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес;                  ^

-   использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока;

-   организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач;

-      планировать развитие профессиональных умений обучающихся;

-    осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач;

использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

-     работать в коллективе.

Интеграция подразумевает взаимопроникновение следующих элементов образовательного стандарта:

-     Основы организации учебного процесса;

-      Сольфеджио;

-      Учебная практика по педагогической работе.

Тема проекта: Разработка и проведение преподавателями-стажёрами открытого занятия по дисциплине «Сольфеджио» со студентами младших курсов.

Тема занятия: «Последовательное развитие у детей природных музыкальных способностей(слух, ритм, память, воображение) на начальном этапе обучения в ДШИ посредством занятий сольфеджио».

Цель проекта: «Развитие профессиональной педагогической самостоятельности при планировании и разработке группового занятия».

Методическая цель проекта: «Знакомство студентов с методическими формами развития природных музыкальных способностей у детей посредством занятия сольфеджио».

Задачи проекта:

Образовательные:

- формирование умения подбора инструктивного материала для сольфеджирования и слухового анализа;

-     выработка понимания методической целесообразности при выборе того или иного задания;

-     становление коммуникативных педагогических качеств в общении с детьми, с опорой на современные достижения возрастной психологии и педагогики.

Воспитательные:

-     формирование умения учёта психофизических качеств личности, природной музыкальной индивидуальности при проведении группового занятия;

-      воспитание бережного, терпимого отношения к детской аудитории в целом и каждому ребёнку в отдельности.

Развивающие:

- развитие методического и гармонического слуха в процессе подготовки учебного материала;

-      развитие навыков фортепианного исполнительства;

-      формирование умения подбора учебного материала.

Реабилитационные:

-       социализация обучающихся путём вовлечения в коллективную профессионально-педагогическую деятельность;

-       выработка осознания индивидуумом (студентом) интеграции своей личности с обществом;

-       формирование устойчиво-толерантных позиций по отношению к окружающим.

Ожидаемые результаты проекта:

- сформированность интереса к выбранной музыкально-педагогической профессии;

- сформированность осознания необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования;

- сформированность первичных навыков ведения педагогической деятельности;

- выработанность самостоятельности в выборе педагогических решений, методик, форм и методов при осуществлении образовательной деятельности.

Продолжительность занятия - 45 минут.

Тип занятия: формирование практических навыков.

Форма занятия: профессионально-педагогический проект.

Жанровая направленность занятия: интерактивная имитационно-ролевая игра. Формы работы: групповая и индивидуальная.

Технологии обучения:

-      технология традиционного (поддерживающего) обучения;

-      технология развивающего обучения;

-      технология личностно-ориентированного обучения.

Оснащение занятия:

-      обстановка малого концертного зала;

-      музыкальный инструментарий;

-      мультимедийная техника.

Ход занятия

Хронометраж

1. Организационный момент

5 минут

2. Постановка цели, задач проекта, обоснование темы проекта и темы занятия, определение формируемых в ходе проекта общих и профессиональных компетенций, ожидаемых результатов.

5 минут

3. Слуховая разминка: ритмическая вокальная импровизация-«Эхо». Фигуры ладового тяготения в тональности ре мажор. Слуховой анализ ступеней с их последующим допеванием до тоники. Интонирование интервалов на ступенях. Слуховой анализ интервалов по подтекстовкам. Слуховой анализ трёх видов мажора и минора, мажорных и минорных трезвучий с обращениями.

10 минут

4. Интонационные упражнения в тональности ре мажор. Различные виды движения по элементарному функциональному обороту Т - S - D -Т

5 минут

5. Устные диктанты-«минутка» в тональности ре мажор.

5 минут

6. Слуховой анализ: определение главных функций лада в отрывках из музыкальных произведений.

5 минут

7. Сольфеджирование одноголосия: анализ, чтение с названием ритмослогов, сольмизация, сольфеджирование, варьирование.

5 минут

8. Выводы. Итоги. Результаты. Задание на дом.

5 минут

В ходе разработки и реализации проекта, студенты старшего курса изучили нормативную базу детской школы искусств, прикоснулись к процессу творческого взаимодействия на уровне «учитель-ученик», получили конкретные рекомендации от представителей работодателей, приобрели определенный профессионально-педагогический опыт.

Избранная форма имитационно-ролевой игры «оживила» проект, способствуя повышению интереса обучающихся к выбранному роду деятельности.

Литература:

1.   Белкина С. Воспитание музыкального слуха в процессе освоения интервалов на уроках сольфеджио. Теоретические дисциплины в музыкальном училище. - Л. 1977.

2.   Биркенгоф А. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. - М.,1990.

3.   Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М., 1986.

4.     Кирнарская Д. Музыкальные способности. - М.,2004.

5.     Климов Е. Психология профессионального самоопределения. - М., 2005.

6.     Назайкинский Е. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха. Воспитание музыкального слуха. - М., 1977.

7.     Незванов Б. Интонирование в курсе сольфеджио. - Л., 1985.

8.     Островский А. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. - Л.,1954.

9.     Оськина С. Внутренний музыкальный слух. - М., 1977.

10.     Сергеев И. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М., 2005.

11.                   И.Уткин Б. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище. - М., 1985.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: