Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предполагает прицельную подготовку обучающихся к реальной педагогической деятельности.
Практикоориентированность образовательного стандарта проходит «красной нитью» через все его элементы: циклы дисциплин, профессиональные модули, все виды практики. Чётко обозначенные результаты обучения в виде общих и профессиональных компетенций подразумевают разработку преподавателями точной траектории развития для студенческих групп и каждого обучающегося в отдельности. Работодатель, занимаясь подбором кадров, планирует внедрить в штат образовательного учреждения специалиста- практика, наученного самостоятельно мыслить, принимать нестандартные решения, непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым к смене рода деятельности.
Желанный для работодателя продукт в области музыкальной педагогики - это специалист-универсал, обладающий целым набором положительных человеческих и профессиональных качеств. Такой специалист всегда будет востребован на современном рынке труда. Преподаватели Курского музыкального колледжа-интерната слепых, осваивая новый образовательный стандарт среднего профессионального образования, решают вопросы повышения качества подготовки своих воспитанников путём интеграции дисциплин, МДК, видов практики, а также с помощью внедрения инновационных форм и методов в освоении учебного материала. Значительное внимание на всех ступенях образовательно?^ пространства педагогическое сообщество уделяет проектной деятельности. Именно выполнение проекта: индивидуальное или коллективное, - подчинено генеральной идее образовательного стандарта - воспитанию специалиста-практика.
В сентябре 2015-16 учебного года студенты четвёртого курса дирижёрско-хорового отделения получили, для самостоятельной
внеаудиторной подготовки, проектное задание по разработке урока «Сольфеджио» со студентами первого курса. Следуя традициям жанра имитационно-ролевой игры, студенты-старшекурсники выступают в качестве преподавателей-стажёров, студенты первого курса исполняют роли детей школы искусств. Разработке проекта предшествовала интенсивная деятельность студентов по изучению учебно-методического сопровождения федеральных государственных требований детской школы искусств, общение с представителями потенциальных работодателей. Важная роль в формировании студентами системой компетенций принадлежит учебной практике. Этот вид практики студенты проходят на базе детской школы искусств №1 им. Г.В.Свиридова, посещая занятия «Сольфеджио» с учениками 1-2 классов. В ходе учебной практики по педагогической работе, обучающиеся приобрели первоначальный практический опыт, расширили круг умений и навыков.
Выполнение проектного задания нацелено на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес; ^
- использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока;
- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач;
- планировать развитие профессиональных умений обучающихся;
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач;
использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
- работать в коллективе.
Интеграция подразумевает взаимопроникновение следующих элементов образовательного стандарта:
- Основы организации учебного процесса;
- Сольфеджио;
- Учебная практика по педагогической работе.
Тема проекта: Разработка и проведение преподавателями-стажёрами открытого занятия по дисциплине «Сольфеджио» со студентами младших курсов.
Тема занятия: «Последовательное развитие у детей природных музыкальных способностей(слух, ритм, память, воображение) на начальном этапе обучения в ДШИ посредством занятий сольфеджио».
Цель проекта: «Развитие профессиональной педагогической самостоятельности при планировании и разработке группового занятия».
Методическая цель проекта: «Знакомство студентов с методическими формами развития природных музыкальных способностей у детей посредством занятия сольфеджио».
Задачи проекта:
Образовательные:
- формирование умения подбора инструктивного материала для сольфеджирования и слухового анализа;
- выработка понимания методической целесообразности при выборе того или иного задания;
- становление коммуникативных педагогических качеств в общении с детьми, с опорой на современные достижения возрастной психологии и педагогики.
Воспитательные:
- формирование умения учёта психофизических качеств личности, природной музыкальной индивидуальности при проведении группового занятия;
- воспитание бережного, терпимого отношения к детской аудитории в целом и каждому ребёнку в отдельности.
Развивающие:
- развитие методического и гармонического слуха в процессе подготовки учебного материала;
- развитие навыков фортепианного исполнительства;
- формирование умения подбора учебного материала.
Реабилитационные:
- социализация обучающихся путём вовлечения в коллективную профессионально-педагогическую деятельность;
- выработка осознания индивидуумом (студентом) интеграции своей личности с обществом;
- формирование устойчиво-толерантных позиций по отношению к окружающим.
Ожидаемые результаты проекта:
- сформированность интереса к выбранной музыкально-педагогической профессии;
- сформированность осознания необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования;
- сформированность первичных навыков ведения педагогической деятельности;
- выработанность самостоятельности в выборе педагогических решений, методик, форм и методов при осуществлении образовательной деятельности.
Продолжительность занятия - 45 минут.
Тип занятия: формирование практических навыков.
Форма занятия: профессионально-педагогический проект.
Жанровая направленность занятия: интерактивная имитационно-ролевая игра. Формы работы: групповая и индивидуальная.
Технологии обучения:
- технология традиционного (поддерживающего) обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения.
Оснащение занятия:
- обстановка малого концертного зала;
- музыкальный инструментарий;
- мультимедийная техника.
Ход занятия
Хронометраж
1. Организационный момент
5 минут
2. Постановка цели, задач проекта, обоснование темы проекта и темы занятия, определение формируемых в ходе проекта общих и профессиональных компетенций, ожидаемых результатов.
5 минут
3. Слуховая разминка: ритмическая вокальная импровизация-«Эхо». Фигуры ладового тяготения в тональности ре мажор. Слуховой анализ ступеней с их последующим допеванием до тоники. Интонирование интервалов на ступенях. Слуховой анализ интервалов по подтекстовкам. Слуховой анализ трёх видов мажора и минора, мажорных и минорных трезвучий с обращениями.
10 минут
4. Интонационные упражнения в тональности ре мажор. Различные виды движения по элементарному функциональному обороту Т - S - D -Т
5 минут
5. Устные диктанты-«минутка» в тональности ре мажор.
5 минут
6. Слуховой анализ: определение главных функций лада в отрывках из музыкальных произведений.
5 минут
7. Сольфеджирование одноголосия: анализ, чтение с названием ритмослогов, сольмизация, сольфеджирование, варьирование.
5 минут
8. Выводы. Итоги. Результаты. Задание на дом.
5 минут
В ходе разработки и реализации проекта, студенты старшего курса изучили нормативную базу детской школы искусств, прикоснулись к процессу творческого взаимодействия на уровне «учитель-ученик», получили конкретные рекомендации от представителей работодателей, приобрели определенный профессионально-педагогический опыт.
Избранная форма имитационно-ролевой игры «оживила» проект, способствуя повышению интереса обучающихся к выбранному роду деятельности.
Литература:
1. Белкина С. Воспитание музыкального слуха в процессе освоения интервалов на уроках сольфеджио. Теоретические дисциплины в музыкальном училище. - Л. 1977.
2. Биркенгоф А. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. - М.,1990.
3. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М., 1986.
4. Кирнарская Д. Музыкальные способности. - М.,2004.
5. Климов Е. Психология профессионального самоопределения. - М., 2005.
6. Назайкинский Е. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха. Воспитание музыкального слуха. - М., 1977.
7. Незванов Б. Интонирование в курсе сольфеджио. - Л., 1985.
8. Островский А. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. - Л.,1954.
9. Оськина С. Внутренний музыкальный слух. - М., 1977.
10. Сергеев И. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М., 2005.
11. И.Уткин Б. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище. - М., 1985.