Талантливые дети – это особый мир детства, и задача учителя понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности, а также поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы способности были реализованы.
Целенаправленная и систематическая работа с талантливыми детьми позволяет более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и познавательную деятельность учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.
Я разработала программу «Талантливые дети – будущее России». Цель программы: развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепить в учениках уверенность в своих силах.
Задачи:
- выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Модель системы работы с одаренными детьми
- диагностика – изучение личности учащихся.
- работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;
- внеклассная работа. Предоставляю обучащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, исследования и пр.)
Методы работы:
- анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ литературных источников;
- творческие работы;
- проективный метод;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы;
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
- проведение факультативных занятий;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; организация ИГЗ;
- свободное самообразование;
- проведение предметных недель;
- научно-практические конференции;
- Участие в Интернет-олимпиадах.
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность учащихся;
- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
- создание детских портфолио.
Содержание программы
- Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности.
- Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности.
- Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации.
Из множества различных типов уроков я чаще всего использую: уроки – исследования, уроки - конференции, уроки – ролевые и деловые игры, уроки - диспуты «Кто курит, тот жизнь свою губит», уроки – семинары, уроки – практикумы, уроки – лекции «Правильное питание», уроки – рассуждения, урок круглый стол, урок – беседа, урок – устный журнал, уроки - проекты «Спорт – альтернатива пагубным привычкам».
Подобные уроки помогают мне выявлять ребят, интересующихся биологией и экологией и желающих в дальнейшем участвовать в олимпиадах, конкурсах и конференциях.