Воспитательный ресурс предметов естественно-математического цикла
(математика, информатика, физика, химия, биология).
(выступление на педагогическом совете
учителя математики, руководителя
методического объединения учителей
естественно-математического цикла
«Мыслитель» Ланцовой Г.Н.
30 января 2019 года )
Перед каждым человеком встает вопрос о смысле того, что он делает. Когда польза, результат видны сразу, можно гордиться плодами своего труда: печник сложил печь, пекарь испек хлеб. А труд учителя? Зерна, посеянные нами, порою всходят лишь многие годы спустя. И для нас важно, прежде всего, развивать и совершенствовать личность, а не просто передавать знания. Процесс этот сложный и длительный.
Во-первых, роль семьи и авторитет родителей в воспитании детей., плюс наследственность, безусловно, играют первостепенную роль. Что не всегда соответствует нравственно-этическим нормам.
Во-вторых, условия жизни накладывают свой отпечаток (как позитивный, так и негативный) на формирование учащихся. Поэтому, что говорит и требует учитель не всегда правильно, с пониманием воспринимается детьми. Хотя, как показывает жизнь, со временем, большинство выпускников добрым словом вспоминают школу, благодарят учителей.
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Уроку, считают учёные, приблизительно 350 лет. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и учащийся. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании.
В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока.
ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?
Это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Три постулата современного урока говорят:
- Урок есть открытие истины, и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью.
Современный урок должен формировать у учащихся основные компетентности 21-го века:
- Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться
- Креативность и любознательность
- Критическое и системное мышление
- Информационная и медиаграмотность – умение находить, анализировать, обрабатывать, создавать информацию в разных формах .
- Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; уметь сопереживать; уважать различные мнения.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, главным ресурсом урока в любое время становился сам учитель. И нет такого учителя в нашей школе, который не старался бы приготовить урок интересным, полезным и , конечно, вкусным. А рецепт простой: организуй погружение в свой предмет и используй компьютерные технологии, люби детей и свой предмет .
С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «... огромные развивающие возможности математики; ... она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость...»
Основные воспитательные функции предмета математики следующие:
— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;
— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.
На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение.
На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий. Поэтому занятия математикой дисциплинируют учащихся.
Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным.
Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.
Я считаю, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика». Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала.
Прекрасным материалом для развития чувства патриотизма являются сведения из истории развития математики и математического образования в России. В качестве примера приведу учебный фрагмент о задаче, пришедшей к нам с картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет». Художник изобразил на этой картине учеников и учителя сельской школы 19 века (причем ученики – мальчики, ведь в то время девочек в школу не принимали). Обратите внимание, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал им учитель. Не сможем ли решить её и мы? Попробуем. На доске написано следующее задание: сумму квадратов чисел от 10 до 14 нужно разделить на 365. Попробуйте сосчитать устно.
И далее можно рассказать детям об учителе. На картине изображен Сергей Александрович Рачинский(10 июня 1833 г.–2 мая 1902 г). История его жизни такова: получает великолепное образование, является профессором Московского Университета, возглавляет кафедру ботаники. И … в какой-то момент (в 1868 г.) оставляет должность профессора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской области, и становится в ней учителем. Он поднимает школу на необычайный уровень. В школу набираются обычные сельские дети, а выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. Сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского. Сергей Александрович Рачинский до конца жизни вкладывает все свои силы и деньги в народное образование.
Расцветить историей можно почти каждый раздел курса математики.
Скажите, кто назвал эту науку математикой? Пифагор. Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре, жившем примерно в период с 570 до н. э. - 490 до н. э.? И почему у него это странное имя – Пифагор? Оказывается, Пифагор, значит «тот, о ком объявила Пифия». Пифия сообщила отцу мальчика, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой. На уроке геометрии рассказываем детям о судьбе этого великого человека, о школе пифагорейцев. Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца людей своей мудростью и современностью. Приведу некоторые из них.
- Статую красит вид, а человека – деяние его.
- Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
- Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе.
- Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения.
Проведение подобных бесед желательно сопровождать показом компьютерных презентаций. .
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся.
Например задача в пятом классе для устного счёта.
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
Да, в каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс и школа не одна в стране! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова.
Учащиеся на уроках могут самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, о достижениях науки, о спорте. Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия. Возникающие при этом чувства радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, т. к. формируют у человека потребность в творческом труде.
Учить и воспитывать никогда не было легким делом. В
нашем огромном, сложном и противоречивом общественном организме ни одно дело не существует обособленно, само по себе. Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы...
Биологическое образование открывает перед ребенком не только понимание природы, но и жизни, как величайшей ценности, осознание себя, как части природы, формируя нравственные морали бытия.
Представьте себе человека, который никогда не слышал, как журчат ручьи, не видел, как первый росток проламывает корку земли, не любовался красотой цветка и не замирал, восхищенный вызолотившим осенний лес закатным солнцем. Не выйдет из такого человека ни ученого, ни поэта, ни просто человека, ибо природа — мать удивления и любопытства, пробуждающих в нас творческое начало. На уроке биологии по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, можно предложить вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко.
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти они не станут.
Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к природе.
И далее продолжить говорить о том, что повреждение одного из органов растения влечет за собой нарушение жизнедеятельности организма в целом, которое ведет его к старению и преждевременной гибели. Как и у человека , заболевание одного органа влечёт за собой целую цепочку заболеваний. Поэтому надо постоянно вести здоровый образ жизни.
Для привития любви к химии на первом уроке в 8 классе можно сказать : "Знакомьтесь, химия- добрая волшебница!" Задать вопрос Почему ее так называют? И выслушав мнения ребят, обобщить: она позволяет человеку добывать металлы из руд, извлекать из природного сырья вещества одно чудесней и удивительней другого. Она превращает нефть в каучук, бензин; газ - в ткань, уголь в духи, красители и лекарства. Перечень добрых дел, которые творит химия неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает, обувает и лечит; предоставляет блага, без которых немыслима наша жизнь.
Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм - большая химическая лаборатория, в которой происходит множество химических реакций.
Часто можно слышать: химия загубила, отравила. Нужно объяснить детям что, химия- наука, поэтому не может быть плохой или хорошей. Губит , портит и отравляет не наука, а человек- нарушая законы природы.
Воспитание экологической культуры без химических знаний невозможно. Именно поэтому на уроках химии говорится об источниках кислотных дождей, их влиянии на природу, на объекты, созданные человеком. в старших классах обязательно рассматриваются проблемы утилизации бытового, строительного мусора, т.к. эти знания жизненно важны.
Изучая в 9 классе тему "Углерод и его соединения" говорим о курении. Аморфный углерод (С) - сажа, его концентрация в табачном дыме 1,5 г/м3 , засоряет дыхательные пути, бронхи, вызывает хронический кашель, бронхит. Угарный газ- блокирует гемоглобин крови, приводит к кислородному голоданию, ведет к ухудшению самочувствия, памяти, повышает утомляемость, . вызывает раковые заболевания полости рта, легких, ЖКТ, мочеполовой системы. 10 класс при изучении темы "Спирты" обязательно говорим о вреде алкоголя. В пример можно провести - опыт: в 2-х стаканах с мокрой ватой на дно поместили зерна пшеницы. В один добавили 20 капель водки. Определите, в каком стакане не было водки и почему? Ребята делают правильные выводы: алкоголь-яд для каждой живой клетки. Дополнительные сведения, что смертельная доза алкоголя для человека 7 г на 1кг веса. Уместно привести афоризм: "Он ее пил за здоровье, она пила его здоровье."
Велики воспитательные возможности и конечно физики.
Примеры из истории науки и техники позволяют раскрыть учащимся духовные богатства настоящей личности, нравственную чистоту лучших представителей интеллигенции - таких людей, которых можно считать выразителями нравственных идеалов; они - путеводные звезды для морального совершенствования. "Моральные качества выдающейся личности, - говорил величайший физик А.Эйнштейн, - имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения".
Какие возможности имеет учитель физики для воспитания нравственных представлений у своих питомцев, можно видеть на следующих примерах:
- при изучении вопроса "Естественная радиоактивность" уместно рассказать о Пьере Кюри и его научной деятельности. В моральном кодексе П.Кюри первой заповедью было: "Людям, а не себе";
- при изучении атомной физики и использовании ее достижений есть повод поговорить о нашем соотечественнике академике Андрее Дмитриевиче Сахарове - одном из создателей отечественной водородной бомбы.
Изучая на уроках опыты Кулона, Фарадея, Лебедева, обращаем внимание учащихся, как на научную значимость этих экспериментов, так и на то, что они по-своему красивы. На многочисленных примерах учащиеся убеждаются в том, что нередко там, где красота, там и истина. Фундаментальные законы физики, как правило, изящны.
Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения.
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.
Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Чтобы школа не проиграла в соревновании с широкой доступностью услуг Интернета, необходимо с максимально большей пользой для ребенка использовать возможности этого столь привлекательного для современных школьников ресурса.
ЭОР – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:
- предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа;
- осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии;
- контроль за результатами обучения и продвижения в учении;
- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения и учебно-воспитательного.
Необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) сегодня очевидна многим, потому что они:
- позволяют эффективно организовать групповую и
- самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок.
Урок информатики, как ни один другой в школе, подразумевает использование электронных образовательных ресурсов.
В результате использование ЭОР на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет учителю экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее, и, как следствие, повышает уровень обученности учащихся.
Как говорят: "Театр начинается с вешалки", так и успех учебно-воспитательного процесса обеспечивается многими факторами: оснащенность (материально-техническая база) кабинета, знание предмета учителем, его человеческие качества, , порядок и уют в кабинете. Все в комплексе позволяет повысить качество обучения и усилить его воспитательный потенциал.