Современное качество образования: миф или реальность?
Проблема качества образования в современном обществе и в современном мире является приоритетной. ЮНЕСКО в своих программных документах придаёт политике качества в сфере образования наивысшее значение. Ведущие страны Европы уже приняли программы перехода к всеобщему высшему образованию. Сегодня развёртывается конкуренция стран и их систем образования по качеству образования. И это не случайно, потому что качество образованности общества определяет уровень и качество жизни народа в целом.
«Качество образования должно оцениваться по показателям, лежащим вне самой системы образования. Например, по такому показателю, как качество жизни, – пишет М.М. Поташник. – А сейчас качество жизни в России… в определённой степени зависит от того качества образования (обучения, воспитания, развития, социализации), которое имеют российские граждане». Таким образом, сегодня значимость качественного образования в России – задача первостепенной важности.
Как же достичь современного качества образования, обеспечивающего и достойное качество, высокий уровень жизни в России?
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» была подчёркнута особая роль школьного образования, представляющего собой самый длинный этап обучения каждого человека и являющегося «одним из решающих факторов как индивидуального успеха человека, так и долгосрочного развития всей страны». В данном документе, по сути, и было определено, как «миф» о современном качестве образования превратить в «реальность» в масштабах страны: «…нам необходимо перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям…». В проекте были определены, а на настоящий момент и реализованы в целом ключевые направления развития общего образования.
Во-первых, это обновление образовательных стандартов, что должно помочь детям уже в школе раскрыть свои способности, достичь определённого уровня компетентностей, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.
Во-вторых, это система поддержки талантливых детей, обеспечивающая возможность самореализации учащимся.
В-третьих, развитие учительского потенциала, стимулирование качественного учительского труда, новая аттестация педагогических и управленческих кадров. Понятно, что качественный учительский труд напрямую определяет и качество образования.
В-четвёртых, изменение школьной инфраструктуры: «Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно».
В-пятых, особое внимание уделяется здоровью школьников. Безусловно, достичь качественных показателей как образования, так и жизни без сохранения здоровья школьников невозможно.
Таким образом, «Наша новая школа» – это программа достижения современного качества образования «для всех и для каждого» и в масштабах всей страны.
А как же в масштабах отдельно взятой школы? Всё вышесказанное в полной мере относится и к каждой школе. Но, рассуждая о качественном образовании в конкретных школах, нужно заметить, что для одних школ качественное образование – это миф, для других – реальность. Причём, это характерно как для настоящего, так и для прошлого. Всё зависит от искусства управления.
Вспомните опыт тех, кто создал свои уникальные школы, обеспечивающие для своего времени высокое качество образования личности питомцев. Колония им. М.Горького и коммуна им. Ф.Дзержинского у А.С.Макаренко – это вся жизнь выдающегося педагога. Павлышская средняя школа – это вся жизнь В.А.Сухомлинского. Нынешние школы В.А.Караковского, Е.А.Ямбурга и других выдающихся руководителей учреждений, где дают образование высокого качества, – это вся жизнь их руководителей, людей, в совершенстве освоивших искусство управления вообще и искусство управления качеством образования в частности.
Поэтому, отвечая на вопрос: «Современное качество образования: миф или реальность?» - стоит сказать: всё зависит от искусства управления, от умения и желания руководителя меняться, совершенствоваться самому и вести за собой коллектив, внося инновационные изменения в жизнь школы. Не нужно быть гением или пророком, чтобы понимать, что кадры решают всё.
Какие мы имеем кадры педагогов и руководителей – такое мы имеем и качество образования в школах.