«Патриотическое воспитание через экологическое образование»
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и преумножить богатство Родины.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе. Я согласна с поэтом Георгием Ладонщиковым, который написал:
«Холмы, перелески, луга и поля –
Родная, зеленая наша земля.
Земля, где я делал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей –
Частица великой отчизны моей.»
Воспитать гражданина с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой – вот основная цель педагога современности.
Началом формирования экологической направленности личности, а значит и патриотизма мы считаем дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Экологическое воспитание и образование для дошкольников в нашем учреждении строится по авторской комплексной программе «Познание окружающего мира», куда входят подпрограммы «Заниматика», «АБВГДейка», «Игровая экология» с элементами ручного труда.
Наличие учебно-методического комплекта для реализации образовательной программы ДО - одно из важных условий выполнения ФГОС, поэтому в 2017 – 2018 году мы разработали рабочие тетради по всем подпрограммам.
Сегодня я презентую рабочую тетрадь «Мы считаем и природу изучаем», разработанную в 2018 году.
Новизна и актуальность данной разработки в том, что в ней интегрируется решение задач экологического развития и формирования математических знаний.
Достоинством пособия является национально – региональная направленность, использование местного и краеведческого материала. На примере природы Республики Татарстан дошкольники осознают не только пространственные понятия, учатся считать, но и учатся любить природу родного края.
Присутствуют темы по проблемам современности: защиты окружающей среды, выполнения правил поведения в природе, озеленения.
Игровые задания мотивируют детей на проявление позитивного отношения к окружающей действительности, воспитанию у дошкольников любви ко всему живому, развивают речь и воображение.
В рабочей тетради много игр и игровых упражнений, которые позволяют легко усвоить экологические знания, сформировать необходимые компетентности для дальнейшего развития.
При изучении темы «Берегите деревья. Число и цифра 8. Состав числа 8» в рамках занятия был реализован мини - проект природоохранной акции «Операция Ель», где дети уточнили знания о хвойных деревьях, учились различать растения родного края, считая их. Узнали правила ухода, альтернативы живой ели. В продолжении проекта воспитанники вместе с родителями участвовали в конкурсах «Сохраним зеленую красавицу!» разного уровня.
На занятии «Зимующие птицы. Число и цифра 9. Состав числа 9» заполняя страницу рабочей тетради остановились на видах зимующих птиц, особенностях их жизни. Раскрашивание птиц помогло запомнить их внешний вид. Дети осознали важность подкормки птиц в зимнее время.
Изучая тему «Край, в котором я живу», дети вспомнили, чтго нужно делать, чтобы сберечь природу родного края.
На занятии «Красная книга- сигнал опасности. Ориентировка на плоскости» дети знакомятся с растениями и животными, занесенными в Красную книгу РТ. Решая примеры, узнают, что лебеди, живущие в нашем Нижнекамском районе, нуждаются в охране.
Эффективность рабочей тетради «Мы считаем и природу изучаем» просматривается в результатах мониторинга. В группах, где использовалась «Тетрадь…» уровень усвоения знаний по высокому и среднему уровню на 11% выше, чем в контрольной группе.
Показателем результативности нашей работы являются дипломы и грамоты воспитанников, участвующих в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.
Мы надеемся, что наша рабочая тетрадь «Мы считаем и природу изучаем» для дошкольников будет интересна и востребована педагогами, а также родителями и поможет в патриотическом воспитании детей.
Используемая литература:
- Горина Г. А. Патриотическое воспитание через экологическое образование https://открытыйурок.рф/статьи/550427/
- https://rustih.ru/georgij-ladonshhikov-rodnaya-zemlya/