Формирование устной и письменной речи у ребёнка с интеллектуальными нарушениями - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 159
  • Скачиваний: 3

    Несмотря на весь объём проводимой работы учителями начальных классов и специалистов школы, учащиеся к моменту перехода в старшие классы сохраняют в самостоятельной речи лексические и грамматические недочёты. Это позволяет сделать вывод о том, что они не владеют в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими и грамматическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности. Всё это связано с особенностями общего недоразвития детей с интеллектуальными нарушениями, отставанием в развитии от детей нормы. Это создаёт трудности не только в сфере общения, но и в познавательной деятельности, в овладении программным материалом.

     Формирование устной речи у ребёнка с интеллектуальными нарушениями
осуществляется замедленно и своеобразно. Своеобразие проявляется в усвоении фонетической стороны речи, в овладении словарным составом и построением предложений, в формировании диалогической и монологической речи. 

Речевые нарушения у таких детей носят системный характер – речь страдает как целостная функциональная система. Нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Отмечается несформированность  как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся  наблюдаются нарушения и устной, и письменной речи.

- Речь у детей маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, часто монотонная, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная. У заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых – крикливый, резкий

-нарушения лексико-грамматической стороны речи (бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным). Они не знают названий многих предметов, частей предметов, в их словаре доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, преобладают замены слов по семантическому сходству. Многие слова так и не становятся понятиями.

       Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений, выявляются искажения в употреблении падежей, смешения предлогов, неправильные согласования существительного и числительного, существительного и прилагательного.

Для высказываний детей характерны простые, нераспространенные предложения, часто структурно не оформленные, с пропусками главных членов. Увеличение длины предложения происходит за счет перечисления событий, объединения предложений с помощью интонации и союза «и».

В процессе воспроизведения связных высказываний они нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи в виде вопросов или подсказок. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями. Более легко дается детям пересказ, однако не без издержек: пропускаются важные части текста, упрощенно передается содержание, дети не понимают причинно-следственные, временные и пространственные связи.

Соответственно нарушена и письменная речь:   Симптоматика нарушений процесса письма характеризуется большим количеством ошибок на письме и сложностью их механизмов. Имеются нарушения моторной сферы, недостатки координации движения мелких мышц, недоразвитие мелких мышц пальцев, неустойчивость кисти руки, что затрудняет процесс письма.

Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется у умственно отсталых детей в анализе морфологической структуры слова и предложения, звуковой структуре слов. Нечеткость представлений о звукослоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Смутные представления о морфологической структуре слова на письме обуславливают множество аграмматизмов, искажений суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения обнаруживается в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова. По мере перехода из класса в класс их письменная речь постепенно совершенствуется.

Полноценная речь ребёнка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Поэтому коррекция недостатков развития речи умственно отсталых детей является приоритетной в реализации процесса социализации.

    Свой видеоотчёт с уроков представила в двух частях. Первая часть наглядно показывает, как дети строят свои ответы самостоятельно без помощи педагогов, воспроизводя знакомую им информацию после неоднократного повторения на предыдущих уроках. Вторая же часть демонстрирует положительные результаты речевой деятельности на уроках за счет используемых методов и приёмов учителями.

Вывод: если мотивация к обучению сохраняется – речь учащихся под воздействием их усилий и работы педагогов развивается. У ребят, которых пропадает интерес к учёбе, лень начинает преобладать – учеба становится малоплодотворной, а в отдельных случаях утрачиваются уже приобретённые знания, умения и навыки.

Наша задача: поддерживать мотивацию к учению, продолжать работу по развитию речи, находить новые средства для достижения поставленных целей. Потому что развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями является условием их личностного развития, способствует успешной социализации учащихся и является важнейшей составляющей модели выпускника школы – личности, способной строить жизнь, достойную человека!

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: