Раньше дети, поступавшие в школы 1 и 2 вида, имели только нарушение слуха. Сейчас таких детей почти не осталось. В основном приходят дети с сочетанными дефектами. И нам трудно установить, какой дефект первичный. Особенно у детей с нарушениями интеллекта.
Поэтому при работе с такими детьми надо тщательно отбирать виды работ на занятиях. Все виды работ будут носить обучающий, развивающий и познавательный характер. Свое выступление я буду выдерживать в строгой дидактике: от простого к сложному, от слова к предложению.
- Вставить пропущенные буквы. Посмотри на слова. Назови слова, у которых буква «а» в конце. ….. в начале. …….в середине.
- Сложи из предложенных элементов буквы. Запиши в тетрадь.
- Показываем картинки. Например: кошка-мышка, чайник-чашка. Спрашиваем: Что больше? Кто больше? На следующее занятие можем дать те же картинки, но задать другие вопросы: Кто меньше? Что живое? Что неживое?
- Показываем две картинки –ветка дуба и ветка ели. Спрашиваем: Что растет на ели? Что растет на дубе? Нарисуй на ветке дуба три желудя. Нарисуй на ветке ели столько же.
- Работа над лексико-грамматической структурой предложения. Даем два предложения: Девочка съела котлету. Котлета съела девочку. Какое предложение правильное? Какое неправильное? Если ребенок затрудняется ответить, то ситуацию легко можно нарисовать или показать.
- Задание на удлинение фразы. Даем предложение: Собака лает. Ребенок должен добавлять слова по смыслу: Во дворе лает собака. В нашем дворе лает собака. В нашем дворе лает злая собака. Такое задание детям трудно выполнить, поэтому в помощь ему даем карточки со словами: во, дворе, злая, карандаш, в, нашем, хлеб.
Итак, для достижения целей обучения и развития используются игровые моменты. Эти игры помогают воспитать природно-языковое чутье. Игра позволяет сделать процесс обучения радостным, интересным и понятным. Поэтому предложенные мною виды работ носят игровые формы.