Формирование и развитие музыкального мышления
Практика обучения музыкальному исполнительству знает два основных метода работы с учеником:
- Показ, т.е. демонстрация того, как надо сыграть что-либо на инструменте – метод наглядно-иллюстртивный;
- Словесное пояснение.
Каждый из этих методов имеет свое особое предназначение и не может быть без ущерба для дела заменен каким-либо иным.
Удельный вес этих методов в процессе обучения может существенно меняться в зависимости от тех или иных конкретных задач. В одних случаях педагогически целесообразным может оказаться преимущественное использование слова, в других – появятся основания отдать предпочтение показу. Цель, на которую направлены усилия педагога, обуславливает не только виды и формы, но и методы его работы, актуализирует одни и подчас временно отводит на второй план другие. Так, в случаях, когда центр тяжести в обучении смещается на развитие учащегося, формирование его интеллекта, обогащение художественно-мыслительного потенциала, максимально эффективным оказывается метод словесного воздействия.
Слово педагога способно сыграть самую существенную роль в углублении интеллектуальной содержательности занятий на музыкальном инструменте.
Предоставляя ученику ту или иную информацию, необходимо дифференцировать ее по степени важности. Стремление педагога пропустить сквозь призму аналитического рассмотрения все, что несет в себе изучаемое произведение, уместить на ограниченном отрезке одного занятия максимум возможных сообщений, пояснений и комментариев чревато тем, что основное, главное в материале, то, что могло бы лечь в основу соответствующих систем знаний, подчас оказывается на заднем плане. Чем менее подвинут в своем развитии учащийся, чем больший объем музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений должен быть усвоен им в ходе обучения, тем более четко, логично и систематично необходимо спланировать сам процесс передачи знаний.
Словесный воздействия на ученика в ходе занятий музыкальным исполнительством должны быть ориентированы в сторону широких и содержательных обобщений – таков другой выход, вытекающий из наблюдений за деятельностью известных мастеров музыкальной педагогики. Проблема «интеллектуализации» обучения получает решение лишь в том случае, если педагог последовательно ведет ученика от единичного к общему, от частного к отвлеченно-понятийному, от общностей низшего порядка к общностям высшего порядка.
Мера усложненности музыкально-теоретической информации должна варьироваться в соответствии с возрастным и профессионально-интеллектуальным возможностям.
Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы ни он сам, ни его воспитанник не преступили грань, за которой может нааться процесс атрофии живого ощущения музыки. Анализу художественно-содержательного звукового материала надлежит быть художественно содержательным. В противном случаеэтот анализ становится,пословам В.А. Цуккермана, «тем балластом, который «отскакивает»,почти не оставляя по себе следов».