Конспект занятия
по обучению детей грамоте
в подготовительной к школе группе
Программные задачи:
Продолжать учить детей звукобуквенному разбору слов, умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение. Учить составлять предложения по заданной схеме, определять порядок слов в предложении.
Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине), выделять его при произношении.
Закреплять знания детей о словах предметах, умение отнести его к вопросу КТО? или ЧТО?
Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве по словесному указанию, инструкции данной воспитателем. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, сострадания к ближнему.
Ход занятия:
Занятие начинается с сюрпризного момента. (Пришел мальчик Миша).
Он сообщает детям, что его не берут в школу, так как он ничего не
знает, ничего у него не получается, он просит детей помочь ему.
Дети соглашаются помочь мальчику Мише.
Первое задание: Логоритмика на звук Ш.
Мы пошли, пошли, пошли
Шишку взяли малыши
Дальше мы опять пошли
Что растет здесь? Камыши.
Ветер дует ш-ш-ш
Зашумели камыши
Ну а мы опять пошли
И к игрушкам подошли
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
(Выполняют движения в соответствии со словами)
Второе задание:
На ковре три обруча разных цветов и предметы, названия которых имеют звук Ш в разных позициях. Необходимо разложить предметы по обручам. В синий класть предметы со звуком Ш в начале слова, в красный - в середине, в жёлтый - в конце слова. При произнесении слова выделять звук Ш.
Третье задание:
После выполнения второго задания дети переходят к столу, на котором набор картинок и две корзинки разных цветов.
Задача: В одну корзинку сложить картинки отвечающие на вопрос кто?, а в другую на вопрос что?
- Молодцы ребята, задания выполнили правильно!
Обращаемся к Мише с вопросом, всё ли он понял и запомнил. Михаил благодарит детей и просит их помочь сделать звуковой анализ его имени. Дети соглашаются.
Воспитатель предлагает детям пройти на свои места.
Мы пошли, пошли, пошли
На места к себе пришли
Потянулись, улыбнулись
И уселись помогать.
Четвёртое задание:
Звукобуквенный разбор слова Мишка, деление его на слоги, определение ударного слога.
Мишка
Пятое задание:
Составление детьми предложения по данной схеме. Определение количества слов в предложении, типа слов (предмет, действие; слово, отвечающее на вопрос как?).
- слово предмет –
- слово действие –
- слово отвечающее на вопрос Как? -
Воспитатель: Молодцы, ребята. Миша говорит мне, что вы очень помогли ему, он многое узнал и теперь он смело может идти в школу.
Ещё он мне сообщил, что у него для вас есть сюрприз, но его вам нужно найти:
Первая подсказка находится в конверте на шкафу, стоящем справа от двери в умывальную комнату, если к ней стоять спиной.
(дети находят конверт)
«На стене, находящейся справа от Вас, между 5 и 6 нишей, стоит предмет прямоугольной формы на двух ножках. На нем лежит белый конверт с заданием.»
Дети находят конверт. Воспитатель читает задание.
«На противоположной стороне есть предмет, он белого цвета, на четырех ножках, на нем лежат коробки разного размера. Та коробка, которая находится между самой маленькой и самой большой и есть коробочка с призом для вас»
Дети находят коробку – в ней шоколадные конфеты.
Воспитатель интересуется, что дети нашли.
Есть ли в названии звук Ш и его местоположение в слове.
После того как дети разобрали конфеты в коробке осталась одна.
Воспитатель:
«Ой, а в коробке осталась одна конфета, что же мне с ней делать?»
Дети высказывают свое мнение.
В конце мальчик-Миша благодарит детей за помощь, обещает хорошо учиться, прощается и уходит.