Универсальная ловушка для внимания детей- сказкатерапия как метод взаимодействия и развития внимания у дошкольников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 98
  • Скачиваний: 2

Статью подготовила:

Педагог-психолог МБДОУ д/с «Золотой петушок»

Сивохина А.А.

 

ТЕМА: «Универсальная ловушка для внимания детей-

сказкатерапия как метод взаимодействия и

развития внимания у дошкольиков»

 

Адресность: для родителей и педагогов

Одна очень замечательная женщина педагог-психолог ДОУ дала мне дельный совет. Она сказала, -«все, что ты пишешь и с чем выступаешь на семинарах пустое, без личного опыта и осознанности».

Масса материалов на разную тему пестрит на просторах нашего интернета, и хочется благодарить людей за их труд, но очень редко можно увидеть личность в данной работе. Берешь смело убираешь инициалы и бац работа уже никому не пренадлежит. С одной стороны прекрасно..четко, сухо, системно и по- деловому. Но с другой стороны нет доверия к материалу потому, что он обезличен. Данная статья написана с мотивом поделиться размышлениями, опытом, проблемами. Если она получит отклик, то таких как я много и у нас есть общее: мы стремимся к развитию себя.

-Мама расскажи сказку?

-А про кого?

-Про Ивасика-Телесика и его сестренку Аришу..Ну слушайте..В прекрасном лесу на берегу реки. Жила семья в красивом доме……В каких только приключениях не участвовали выдуманные герои выдуманной сказки. Каждый рассказ решает разные цели и задачи. Каждая сказка поднимает свои вопросы. Дети активно додумывают сюжет и приписывают героям свои лица. Я как мать двоих детей могу четко выявить ту проблему которая была зафиксирована в течении дня или даже какой-то одной очень важной ситуации. Динамика сказки на ночь переменчива, она чувствительна к настроению детей.

Сказка –поощрение детям. Сказка-конфетка. Сказка- думалка. Сказка- развивалка. Сказка-монолог, в котором идет живой открытый диалог.

Для каждой семьи сказкатерапия будет решать разные проблемы. Нет повторяющейся ситуации в семье. Нет повторяющихся детей и их внутреннего восприятия и как следствие внешних проявлений.

В моем случае сказкатерапия это спасение. Дети мои чудесные, но есть одно большое но!!! Наше время ограниченно сутками, мне нужно ходить на работу, я психолог-педагог доу, а не робот продуцирующий 100% энергии 24 часа…Внимания всегда мало..Даже максимум для ребенка недостаточно. Понимая, что есть свои личные потребности, увлечения, интересы, физическое и эмоциональное состояние, я не идеальная мать и не всегда психолог. И на этот счет у меня запасен козырь в рукаве- сказка на ночь. Многим нужны шаблоны я же сочиняю по наитию и на ходу. За основу беру цель: научить ребенка думать, осознавать, слушать и слышать.

Немного теории сказкатерапии из прекрасных интернет источников и книг по тематике:

Сказка ИНФОРМАТОР ЧЕГО?:

-Об Обществе и его законах

-Поведении и нормах

-Правилах писанных и нет.

Сказка МОТИВАТОР ЧЕГО?:

-Воображения,

-Эмоций,

-Правильных поведенческих реакций.:

- Исследовательских стремлений  понять окружающий мир,

-Надежды на лучшее и веру в победу добра над злом.

Мотив можно заложить по ходу сказки, можно положить его в блестящий мешочек сказочной мишуры и повесить на рог летающего единорога и всегда основной мотив- это сообщение детям о своей любви к ним. Забота о их здоровье и благополучии.

Интернет источник:

«Главное оружие сказки – метафора. А самая важная цель сказки – развитие эмпатии – способности сопереживать персонажам в горе и в радости. Сказка выводит ребенка из узкого пространства собственных интересов и чувств и аккумулирует в нем человечность………. Благодаря всем перечисленным качествам сказка не подвластна ни социально-экономическим преобразованиям, ни моде, ни стремительному научно-техническому прогрессу, который, казалось бы, развенчал все сказочные выдумки. Наоборот, нынешним детям как никогда необходима сказка, ведь это самый доступный и эффективный метод как корректирования сознания и поведения, так и развития связной речи, поскольку, как ни парадоксально, коммуникационный взрыв последних десятилетий привел к ощутимому угнетению коммуникативных функций подрастающего поколения……

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

При кажущейся простоте данная методика имеет серьезные цели:

- овладение родным языком как средством приобщения к культурным ценностям человечества;

- развитие диалогической и монологической речи;

- расширение словарного запаса, совершенствование звуковой стороны речи;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование коммуникативной направленности речи;

- развитие творческих способностей ребенка.

В соответствии с целями определяется круг задач, решаемых с помощью сказкотерапии:

- стимулирование познавательной деятельности, накопление и систематизация представлений об окружающем мире;

- развитие воображения, творческого мышления;

- развитие связной фразовой речи, ее логическое, лексико грамматическое и фонетическое оформление;

- развитие образности, выразительности речи;

- эмоциональное оформление речи: использование интонации и силы голоса, управление темпом речи, паузами, мимикой, жестами, движениями.

- снятие эмоционального напряжения.

Другими словами, «сказочные» занятия как творчески организованный вид образовательной и воспитательной деятельности, расширяя кругозор, обогащая словарный запас, тренируя речевые навыки, способствуют раскрепощению ребенка, росту его уверенности в себе.

Принципы сказкатерапии:

- постепенно переходить от простого к более сложному;

- создавать оптимальные условия для того, чтобы каждый ребенок в процессе получения знаний мог проявить свои познавательные способности, использовать накопленный опыт, эмоционально самовыразиться;

- организовывать деятельность ребенка таким образом, чтобы он постоянно находился в процессе получения новых знаний и умений;

- сделать процесс развития связной речи непрерывным и интегративным, чтобы, начавшись с деятельности педагога, он продолжился в совместной деятельности ребенка и родителей.

Диапазон методов работы со сказкой очень велик. Сказки можно просто рассказывать и слушать, можно обсуждать, анализировать, додумывать, переиначивать, рисовать, сочинять, проигрывать..»

Автор заинтересовавшей меня статьи рассматривает сказкатерапию со стороны развития речи и форм общения. Я с ним полностью согласна но в статье хочу рассмотреть данную тему с другой стороны. Со стороны внимания!!!!Это как? А так, работая, всего три месяца педагогом-психологом ДОУ я поставила тему самообразования развитие внимания. Дети в возрасте от 3 до 7 лет очень спонтанны, внимание, прописанное в нормах не соответствует фактическому.

ПОЛИТИКА, ПАРАДИГМА, НАШЕ СТРЕМЛЕНИЕ  ДАТЬ МАКСИМУМ ИНФОРМАЦИИ СДЕЛАЛО НАШИХ ДЕТЕЙ МУЛЬТЯШКАМИ С ПЕРЕСКАКИВАЮЩИМ ВНИМАНИЕМ. ТАМ ГДЕ ДОЛЖНО БЫТЬ 10 МИНУТ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ ПО ФАКТУ ОТ 3 ДО 5. ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ СОХРАНЯЮТ УСТОЙЧИВОЕ 15-ТИ МИНУТНОЕ ВНИМАНИЕ ЛИШЬ ПРИ ОДНОМ УСЛОВИИ: ВОСПИТАТЕЛЬ-МУЛЬТЯШКА, КРИВЛЯЕТСЯ, ПОДСКАКИВАЕТ, НА ГОЛОВЕ СМЕШНОЙ КОЛПАК, ЗА ПЛЕЧАМИ КРЫЛЬЯ А НОС БАБЫ ЯГИ. ДЕТИ СКОРО РАЗУЧАТСЯ УДИВЛЯТЬСЯ, ФАНТАЗИРОВАТЬ, ВЖИВАТЬСЯ В РОЛЬ.

Данная информация это анализ всех проведенных занятий с детьми. Очень не просто постоянно находиться на волне театральности, когда есть проблема сохранения устойчивого внимания. И как ищущий человек я начала ставить следующие вопросы:

Что максимально может зафиксировать внимание?

И нашла для себя простой ответ-сказкатерапия.

Одно только Жили-были- ключ и знак ОБРАТИ ВНИМАНИЕ, настрой воспринимающую систему, в тридевятом царстве в тридесятом государстве –РАСШИРЬ! пространственное воображение уйди от бытовых форм мышления…В лесу дремучем за горой высокой треугольно-квадратной серо-буро малиновой жила маленькая девочка, совсем одна одинешенько и если бы не кот совсем бы тяжело ей пришлось, акцент на домашнего питомца, уже выводит на тему «цени и береги своего друга» Ситуация сказки может координально измениться в любую  секунду рассказа…ребенок задает встречный вопрос …А где папа и мама? –Папа и мама ушли в лес и заблудились…сострадание..переживание, восклицание…как? ведь они уже большие и взрослые?…Да они большие и взрослы, но без помощи своей малышки и ее кота никак не обойтись..Малышка думает….А что ей нужно сделать?..и тут ключевой момент сказкатерапии ребенок подходит к тому, что с его стороны необходимо действие, чтобы изменить ситуацию, как?…вернуть потерявшихся родителей?….стать радостнее?..счастливее?..целостнее?…Не обходится конечно и без ошибок в сказке..тут  нужно четко знать своего ребенка..что его расстроит и что успокоит..так же понимает ли ребенок где иллюзия а где реальность.

Что касается работы с детьми в ДОУ по сказкатерапии,  необходимо придерживаться общих правил и методических рекомендаций так как пед. процесс это -выверенная координируемая деятельность, имеющая четкий скелет:

1.Возраст дошкольников (Чем богаче речь дошкольников тем интереснее и витиеватее сюжет).

  1. Уровень развития (Простой доступный язык обеспечит сотрудничество в сказке)
  2. Материал подбирается в соответствии с выбранной темой (Тема задает настроение сказки)

Не последнее место играет выбор вида сказкатерапии:

- чтение и обсуждение сказок во время занятий и в свободное время;

- рассматривание иллюстраций со словесным описанием;

- рисование иллюстраций, лепка, аппликация, создание книжек и лэпбуков;

- разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации;

- кукольные мини-театры: пальчиковые, настольные, бибабо;

- прослушивание музыки для усиления эмоциональных впечатлений, развития слухового восприятия, пробуждения фантазии.

И ТАК КАК НАПРАВЛЕННОСТЬ МОЕЙ СКАЗКАТЕРАПИИ В ДОУ ЭТО РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ СКАЗОК- ИНТЕГРАЦИЯ БУДЕТ ОСНОВНЫМ МЕХАНИЗМОР ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ: ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ. УДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ. РАСШИРЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Для максимального привлечения внимания в процессе сказкатерапии можно использовать следующие приемы:

  1. «Вовлечение», который содержит в себе следующие приемы:

- задать вопрос, который должен быть легким, подразумевающим односложный ответ, чтобы не ввести детей в затруднение,

- допустить намеренно ошибку,

- попросить поднять руку тем, кто…(например, любит кататься на санках, зависит от темы занятия). При этом педагог может сам поднять руку в качестве примера.

- можно спросить, все ли видно с доски, может, сделать свет ярче, или наоборот, приглушить.

Таким образом, дети вовлекаются  в принятие решения, а это им, как правило, льстит.

  1. «Раздаточный материал» (Для сказкатерапии это базис..перевоплощение, фантазирование, все тут) Действует метод так: например, обыкновенный лист бумаги для рисования. Вы предлагаете следующее: «Возьмите лист бумаги и поднимите над головой. Так, вижу. А у тебя нет? Вот, возьми. Или Передайте, пожалуйста, товарищу. А теперь положите его горизонтально. Так, начнем». А дальше можно говорить то, что к листу бумаги не имеет отношения и одновременно косвенно с ним связано, например анализ настроения во время сказкатерапии .
  2. «Включаем помогатор и помогаторов». Как ни удивительно, к нам больше всего привязываются люди, которых мы просим о помощи. Здесь, главное, правильно произнести фразу. Не «Сделайте, пожалуйста!», а «Помогите мне, пожалуйста!» (расставить стулья, раздать листочки и т. д.). Особенно этот прием эффективен в работе с гиперактивными детьми. В этом случае, неважно, что помогает один человек, коллектив часто ощущает себя единым организмом и воспринимает это, как мы помогли.
  3. И непосредственно касающийся сказкатерапии это «Оживление»:

- присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого);

- обыгрывание проблемной ситуации;

- опора на личный опыт детей;

5.Это волшебное слово СЮРПРИЗ «Коробка с сюрпризом» - в начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия.

  1. «Контрастные раздражители»: интонации, паузы, темп речи, жесты, движения педагога. Самым важным в работе педагога-психолога, воспитателя, родителя является наличие чувство психологического состояния коллектива, каждого отдельного ребенка только тогда прием будет вовремя и соответственно внимание активизируется.

А сказка дома всегда рядом. Дорогие коллеги, родители, тети, дяди, фантазируйте, сочиняйте, ведите ребенка за собой в мир сказки, УЧИТЕ РЕБЕНКА МЕЧТАТЬ, ПРИДУМЫВАТЬ СОЗДАВАТЬ СВОЙ МИР СКАЗКИ где решаются за частую очень насущные проблемы. Ребенок с нами когда мы с ним и сказка наш общий друг. Наш пятый элемент –КЛЮЧЬ К СЕРДЦУ РЕБЕНКА.

Литература

  • Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной школе): Гл. чтение сказок. – М.: Владос, 1999.
  • Веракса А.Н. Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду:Пособие для психологов и педагогов.-2-е изд., испр .-М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  • Годфруа Ж. Что такое психология в 2-х томах Том I-М, «Мир»1992.
  • Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.:Питер, 2002.
  • Белоборыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия Развития», «Академия К», 1998.
  • Боголюбская М. К., Шевченко В.В. Художественное чтение ирассказывание в детском саду. М.:Издательство «Просвещение», 1966.
  • Бочаров Г. К. За сорок лет: Записки словесника. – М., 1972.
  • Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

 

 

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: