Годовой анализ работы по информатике в ДОУ
Интеллектуальное развитие дошкольника невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии ребенка.
Ведущими целями курса информатики является: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей; расширения знаний об окружающем мире; формирование навыков работы с персональным компьютером. Данные цели достигаются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, двигательной, художественной.
Основными задачами курса являются:
Закрепление знаний и умений детей по основным разделам комплексных программ, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении;
Развитие психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти. Основных мыслительных операций, основных свойств внимания;
Совершенствования диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, отвечать на них; расширение кругозора, устранение психологического барьера «человек-компьютер».
Программное обеспечение педагогического процесса определяет авторская программа «Мой друг - компьютер», разработанная на основе методических рекомендаций А.В.Горячева и Н.В.Ключ «Все по полочкам».
Ведущей целью программы является пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.
Занятия проводятся по подгруппам, из 6-8 детей в течение 10-15 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия: в ней идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.
Основная часть занятия: включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
В заключительной части: подводиться итог, делается оценка выполнения и заключения в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером.
В течение учебного года 2 раза проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы: на начало и на конец учебный год. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.(«Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста» по методике Злобенко М.П.)
Старшиегруппы №11,7
2015-2016
учебный год Старшая группа №11 Старшая группа 7
В С Н В С Н
на начало уч. года 10% 20% 70% 9% 18% 73%
на конец уч. года 75% 22% 3% 70% 25% 5%
Подготовительные к школе группы №9, 12
2015-2016
уч. год Под.группа №9 Под.группа №12
В С Н В С Н
на начало уч. год 30% 60% 10% 35% 55% 10%
на конец уч. год 85% 15% 0% 86% 14% 0%
После систематичной планомерной работы, дети знают:
правила техники безопасности при работе на компьютере;
название и функциональное назначение основных устройств компьютера;
сущность понятия алгоритма;
правила работы с исполнителями алгоритмов;
правила работы, основные функции графического редактора;
иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации.
умеют:
работать с клавиатурой, мышкой ориентироваться на экране монитора;
составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;
пользоваться игровыми и обучающими программами;
понимать язык стрелок;
находить лишний предмет в группе однородных предметов;
предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам;
находить предметы с одинаковым значением признаков (цвет, форма, размер, число элементов);
находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
работать с простыми программными средствами самостоятельно;
пользоваться графическим редактором: создание рисунков с использованием различных инструментов (карандаш, кисть, распылитель, заливка, фигуры) закрашивание рисунков с помощью заливки, распылителя
разбивать предложенное множество предметов на два подмножества с разными признаками;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
называть последовательность простых знакомых действий;
приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
точно выполняют действия по заданному алгоритму;
отличать заведомо ложные фразы;
называть противоположные по смыслу слова;
отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;
пользоваться игровыми и обучающими программами.
Как показывает практика, уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически. Во время игры не акцентируется внимание ребенка на то, что его диагностируют, а перед ним ставятся определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры. Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх.
Результаты анализа усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание на зону ближайшего развития.
Кроме занятий с детьми, ятакже работаю в консультативном пункте «Ромашка».Даю консультации для воспитателей и специалистов, участвовала в различных конференциях, конкурсах и мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровня. Также функционирую кружковую работу «Мышонок».
В перспективе планирую присвоить первую квалификационную категория и приобрести разные методические пособии по методике преподавания информатики детям дошкольного возраста.