Основные цели:
- развивать умение выделять в словах ударный слог, распознавать ударные и безударные гласные;
- создать условия для развития умений подбирать проверочные слова.
Дидактические материалы: учебник «Русский язык» Т.М. Адрианова, В.А. Илюхина (УМК «Планета знаний») - АСТ Астрель, Москва, 2015 год, интерактивное приложение к учебнику «Русский язык» 1 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого , интерактивное дидактическое пособие «Супер-физкультминутка» (автор Д. Тарасов, руководитель проекта «VIDEOUROKI.NET»
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска «SMART Notebook»
Краткая аннотация к работе: урок ОНЗ для учащихся 1 класса составлен по дидактической системе деятельностного метода Л.Г.Петерсон, с использованием ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Ученики на уроке выполняют пробное действие, сталкиваются с затруднением, ставят перед собой цель на уроке, определяют тему, выводят на основе наблюдений правило, работают в парах и самостоятельно, оценивают свои успехи. Урок разработан в соответствии с ФГОС.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
Начать наш сегодняшний урок мне бы хотелось с вьетнамской пословицы.
«Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, …» В этой пословице пропущено два слова. Вы сможете узнать эти слова, если выполните задание.
Задание:
- Перед вами группа слов.
КОГТИ, ВОДА, УЧИШЬСЯ, МОЛЧИШЬ, МОРОСЯЩИЙ
- Разделите слова на слоги. Если вы выделите ударные слоги и сложите их вместе, то узнаете, какие слова пропущены.
- Но сначала давайте вспомним. Какой слог называется ударным?
- Соберите слова. Что у вас получилось? (КОГ ДА У ЧИШЬ СЯ)
- Прочтите пословицу полностью. («Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься»)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если не будешь учиться, то ничего не узнаешь и не добьёшься успеха)
- А что значит учиться? (Чтобы узнать новое, надо понять, что ты не знаешь и постараться самому найти способ)
- Хотите сегодня получить новые знания?
-Я желаю вам удачи. Начинаем работу.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- С чего мы начинаем каждый наш урок? (С повторения знаний, которые нам необходимы для открытия нового)
Задание 1
ГРИБЫ ГРИБНОЙ ГРИБОЧЕК ГРИПП ГРИБНИК
- Какое слово в этом ряду лишнее? Почему? (Грипп, так как все остальные слова родственные)
- Почему вы так решили? (Они все по значению связаны с грибами и у них есть общая часть слова)
- Выделите корень в этих словах. (Корень ГРИБ)
Задание 2
- Вставьте пропущенные буквы и запишите слова. Обозначьте в словах ударение.
З..΄..МЛИ Н..΄..РЫ Г..΄..РЫ В..΄..ЛНЫ
- Проверьте правильность выполнения задания. (На сдоске появляется образец для самопроверки: земли, норы, горы, волны)
- У кого возникли трудности с выполнением? Почему вы все с лёгкостью справились с этим задание? (Потому что эти гласные стоят под ударением они в сильной позиции)
Задание 3
- Определите пропущенную букву в слове и покажите на веере с буквами
Р…ГА
- Выявление причины затруднения
- Ваши мнения разошлись. Кто из вас может доказать свой выбор, то есть сослаться на известный вам всем эталон (правило)?
- Почему вы не смогли доказать? (Потому что мы ещё не изучали такое правило).
- С чем вы столкнулись? (Мы столкнулись с затруднением)
- А как нужно относиться к затруднению? (Спокойно, не расстраиваться)
- Вспомните шаги учебной деятельности. Что нужно сделать, если столкнулся с затруднением? (Нужно остановиться и подумать, а потом самому найти способ решения)
- Построение проекта выхода из затруднения
- Давайте вспомним, с каким заданием вы не смогли справиться? (Мы не смогли вставить гласную в корне слова РОГА)
- Почему вы не смогли вставить пропущенную букву? Ведь вы с лёгкость справились с таким же предыдущим заданием. Чем отличается гласная в этом слове? (Она находится не под ударением, а в предыдущем задании гласные были под ударением)
- Какую же цель мы поставим на сегодняшнем уроке? ( Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне)
- Правильно. Значит, чему будет посвящён наш урок? Сформулируйте тему урока. (Ударные и безударные гласные)
- Реализация построенного проекта
- Давайте вместе разбираться. Прочитайте пары слов.
сте/на΄ - сте΄/ны
до/ма΄ - дом
зем/ля΄ - зе΄м/ли
- Понаблюдайте за этими парами слов. Что в них изменилось? (Одно слово обозначает один предмет, а другое – несколько таких же предметов)
- Понаблюдайте, как звучат гласные в ударных и безударных слогах. Где произношение совпадает с написанием? (Произношение совпадает с написанием, если гласная стоит под ударением)
- Как вы считаете, какое слово в каждой паре нужно проверять, а какое не требует проверки? ( Слово, где гласная стоит не под ударением, требует проверки, так как произношение не совпадает с написанием и можно допустить ошибку. Слово, где гласная стоит под ударением не требует проверки)
- Сделайте вывод, какое слово может быть использовано для проверки написания безударного гласного. ( Надо изменить форму слова так, чтобы гласный был под ударением)
- Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике. Прочитайте правило.
- Молодцы! Вы сами сделали правильный вывод.
Физкультминутка.
- Первичное закрепление во внешней речи
- Новое знание вы открыли, что же теперь нужно сделать? (Потренироваться)
- Я предлагаю вам потренироваться применять новое правило, выполнив следующее задание. Я буду вам читать стихотворение, а вы дополните недостающие слова.
Безударный – гласный слабый,
Плохо слышный и усталый,
Он не может нам сказать,
Какую букву написать.
Сильный звук – ударный гласный –
В каждом слове лишь один.
Слышен громко, четко, ясно.
Если вдруг, дружочек, слышишь
безударный гласный звук,
Будь внимательным, мой друг,
гласный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
«сосна» — на «…» (сосны),
«вода» — на «…» (воды)
«дела» - на «…» (дело)
«трава» - на «…» (травы)
Ударение в корне слышим –
Смело гласную … (напишем).
- Кто допустил ошибки? Ребята, кто торопился и не думал прежде, чем ответить? Вы сможете потренироваться применять новое знание, выполнив ещё одно задание. Но теперь не спешите, будьте внимательны.
- Помогите нашему мышонку спуститься с горы. Найдите для каждого слова проверочное.
(Далее выполняется упражнение из электронного приложения к учебнику)
слоны΄ сло΄н
сосна΄ стре΄лы
стрела΄ ря΄д
письмо΄ со΄сны
ряды΄ пле΄чи
плечо΄ пи΄сьма
- Каким правилом вы пользовались, выполняя это задание? (Мы находили форму слова, где безударная гласная становится ударной).
- Самостоятельная работа с самопроверкой
- Пришло время самостоятельной работы, чтобы каждый из вас проверил свои знания.
Выполните упражнение №2. Спишите, текст, вставляя пропущенные буквы.
- Проверим правильность выполнения самостоятельной работы.
(Проводится фронтальная проверка)
- У кого есть ошибка, то поставьте на полях рядом с заданием «?», если ошибок не было поставьте знак «+»
- Включение в систему знаний
- Подумайте и скажите, чем вам поможет новое знание, которое вы открыли сегодня на уроке? ( Мы сможем писать грамотно и не допускать ошибок)
- На каких уроках вам может пригодиться это знание? (На всех)
- А в каких случаях эти знания вам ещё могут пригодиться? Только ли в учебной деятельности вам могут пригодиться эти знания? (Дети приводят свои примеры)
- Давайте проверим, кто уже может грамотно писать.
Спишите из упражнения №5 предложение, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в этих словах знаки ударения и подчеркните слова с безударными гласными, которые надо проверить. Не забудьте проверить их.
1 ряд списывает первое предложение, 2 ряд – второе, 3 ряд – третье. Работать будете в парах. Прежде, чем записать, обсудите выбор буквы.
(После выполнения проводится проверка по образцу).
- Рефлексия деятельности на уроке
- Пришла пора завершить нашу работу. О чём мы сегодня говорили на уроке? ( Тема нашего урока «Безударные и ударные гласные гласные»)
- Какое новое знание вы открыли о безударных гласных? ( Мы узнали, как правильно писать слова с безударными гласными)
- Настало время оценить свою работу на уроке. Откройте свой личный еженедельник первоклассника и найдите сегодняшний урок. Если вы поняли тему урока и можете рассказать о новом знании другим, у вас не было ошибок при выполнении самостоятельной работы, то закрасьте кружок напротив нашего урока зелёным цветом.
Если вы не поняли тему урока и у вас были ошибки при выполнении самостоятельной работы – красным цветом. Если у вас остались вопросы или вы допустили ошибки в самостоятельной работе – жёлтым цветом.
- Поднимите руки, кто закрасил зелёным цветом.
- А кто жёлтым? Почему вы закрасили жёлтым цветом?
- Кто красным? Почему?
- Молодцы те, кто честно оценил свою работу и не побоялся признаться в ошибках. Главное – честно оценить свою работу, чтобы понимать, что вам ещё нужно сделать для улучшения своего результата.
- Спасибо за урок. Завтра мы продолжим тренироваться правильно обозначать буквой безударные гласные звуки при письме и вы обязательно добьётесь успеха. Пожелайте друг другу удачи.
Комментарии к сценарию:
Урок прошёл в конце третьей четверти (23.03) 1 класса. На уроке обучающиеся использовали знания и эталоны открытые на занятиях по надпредметному курсу «Мир деятельности» (автор Л.Г.Петерсон), так как с 1 класса проходит апробация курса. Конспект урока можно использовать при изучении темы «Безударные гласные в корне слова» по другим программам.
Использованная литература: учебник «Русский язык» Т.М. Адрианова, В.А. Илюхина (УМК «Планета знаний»).- АСТ Астрель, Москва, 2015 год; Т.М. Адрианова, В.А. Илюхина «Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык» Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной» методические рекомендации.