Ударные и безударные гласные - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: rar
  • Просмотров: 221
  • Скачиваний: 13

Основные цели:

  • развивать умение выделять в словах ударный слог, распознавать ударные и безударные гласные;
  • создать условия для развития умений подбирать проверочные слова.

Дидактические материалы: учебник «Русский язык»  Т.М. Адрианова, В.А. Илюхина (УМК «Планета знаний») -  АСТ Астрель, Москва, 2015 год, интерактивное  приложение к учебнику «Русский язык» 1 класс   В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого ,  интерактивное дидактическое пособие «Супер-физкультминутка» (автор Д. Тарасов, руководитель проекта «VIDEOUROKI.NET»

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска «SMART Notebook»

Краткая аннотация к работе: урок ОНЗ для учащихся 1 класса составлен по дидактической системе деятельностного метода Л.Г.Петерсон,  с использованием  ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии.  Ученики на уроке выполняют пробное действие, сталкиваются с затруднением, ставят перед собой цель на уроке, определяют тему,  выводят на основе наблюдений правило,  работают в парах и самостоятельно, оценивают свои успехи. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Начать наш сегодняшний урок мне бы хотелось с вьетнамской пословицы.

«Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, …» В этой пословице пропущено два слова. Вы сможете узнать эти слова, если выполните задание.

Задание:

- Перед вами группа слов.

         КОГТИ, ВОДА, УЧИШЬСЯ, МОЛЧИШЬ, МОРОСЯЩИЙ 

- Разделите слова  на слоги.  Если вы выделите ударные слоги и сложите их вместе, то узнаете, какие слова пропущены.

- Но сначала давайте вспомним. Какой слог называется ударным?

- Соберите слова. Что у вас получилось? (КОГ  ДА     У  ЧИШЬ  СЯ)

- Прочтите пословицу полностью. («Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься»)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если не будешь учиться, то ничего не узнаешь и не добьёшься успеха)

- А что значит учиться? (Чтобы узнать новое, надо понять, что ты не знаешь и постараться самому найти способ)

- Хотите сегодня получить новые знания?

-Я желаю вам удачи. Начинаем работу.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- С чего мы начинаем каждый наш урок? (С повторения знаний, которые нам необходимы для открытия нового)

Задание 1

ГРИБЫ     ГРИБНОЙ    ГРИБОЧЕК    ГРИПП     ГРИБНИК  

- Какое слово в этом ряду лишнее?  Почему?  (Грипп, так как все остальные слова родственные)

- Почему вы так решили?  (Они все по значению связаны с грибами и у них есть общая часть слова)

- Выделите корень в этих словах. (Корень ГРИБ)

Задание 2

- Вставьте пропущенные буквы и запишите слова.  Обозначьте в словах ударение.

З..΄..МЛИ      Н..΄..РЫ       Г..΄..РЫ     В..΄..ЛНЫ

- Проверьте правильность выполнения задания.  (На сдоске появляется образец для самопроверки:  земли, норы, горы, волны)

- У кого возникли трудности с выполнением? Почему вы все с лёгкостью справились с этим задание?  (Потому что эти гласные стоят под ударением они в сильной позиции)

Задание 3

 - Определите пропущенную  букву в слове и покажите на веере с буквами

                                                      Р…ГА

 

  1. Выявление причины затруднения

  -  Ваши мнения разошлись. Кто из вас может доказать  свой выбор, то есть сослаться на известный вам всем эталон (правило)?

- Почему вы не смогли доказать? (Потому что мы ещё не изучали такое правило).

- С чем вы столкнулись? (Мы столкнулись с затруднением)

- А как нужно относиться к затруднению? (Спокойно, не расстраиваться)

- Вспомните шаги учебной деятельности. Что нужно сделать, если столкнулся с затруднением? (Нужно остановиться и подумать, а потом самому найти способ решения)

 

  1. Построение проекта выхода из затруднения

- Давайте вспомним, с каким заданием вы не смогли справиться? (Мы не смогли вставить гласную в корне  слова РОГА)

- Почему вы не смогли вставить пропущенную букву? Ведь вы с лёгкость справились с таким же предыдущим заданием. Чем отличается гласная в этом слове? (Она находится не под ударением, а в предыдущем задании гласные были под ударением)

- Какую же цель мы поставим на сегодняшнем уроке?  ( Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне)

- Правильно. Значит, чему будет посвящён наш урок? Сформулируйте тему урока. (Ударные и безударные гласные)

  1. Реализация построенного проекта

- Давайте вместе разбираться. Прочитайте пары слов.

сте/на΄ - сте΄/ны  

до/ма΄ - дом

зем/ля΄ - зе΄м/ли

- Понаблюдайте за этими парами слов. Что в них изменилось? (Одно слово обозначает один предмет, а другое – несколько таких же предметов)

- Понаблюдайте, как звучат гласные в ударных и безударных слогах. Где произношение совпадает с написанием? (Произношение совпадает с написанием, если гласная стоит под ударением)

- Как вы считаете, какое слово в каждой паре нужно проверять, а какое не требует проверки? ( Слово,  где гласная стоит не под ударением, требует проверки, так как произношение не совпадает с написанием и можно допустить ошибку. Слово, где гласная стоит под ударением не требует проверки)

- Сделайте вывод, какое слово может быть использовано для проверки написания безударного гласного. ( Надо  изменить форму слова так, чтобы гласный был под ударением)

- Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике. Прочитайте правило.

- Молодцы! Вы  сами сделали правильный вывод.

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- Новое знание вы открыли, что же теперь нужно сделать? (Потренироваться)

- Я предлагаю вам потренироваться применять новое правило, выполнив следующее задание. Я буду вам читать стихотворение, а вы дополните недостающие слова.

Безударный – гласный слабый,

 Плохо слышный и усталый,

 Он не может нам сказать,

 Какую букву написать.

 Сильный звук – ударный гласный –

 В каждом слове лишь один.

 Слышен громко, четко, ясно.

Если вдруг, дружочек, слышишь

                                      безударный гласный звук,

Будь внимательным, мой друг,

                                   гласный сразу проверяй,

 Слово смело изменяй:

«сосна»   —   на «…»                (сосны),

«вода»   —    на «…»                 (воды)

«дела»    -      на «…»                  (дело)

«трава»  -      на «…»                 (травы)

Ударение в корне слышим –

Смело гласную      …             (напишем).

- Кто допустил ошибки? Ребята, кто торопился и не думал прежде, чем ответить? Вы сможете потренироваться применять новое знание, выполнив ещё одно задание. Но теперь не спешите, будьте внимательны.

- Помогите нашему мышонку спуститься с горы. Найдите для каждого слова проверочное.

 (Далее выполняется упражнение из электронного приложения к учебнику)

слоны΄                         сло΄н

сосна΄                          стре΄лы

стрела΄                        ря΄д

письмо΄                      со΄сны

ряды΄                          пле΄чи

плечо΄                        пи΄сьма

- Каким правилом вы пользовались, выполняя это задание? (Мы находили форму слова, где безударная гласная становится ударной).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Пришло время самостоятельной работы, чтобы каждый из вас проверил свои знания.

Выполните упражнение №2.  Спишите, текст, вставляя пропущенные буквы.

- Проверим правильность выполнения самостоятельной работы.

(Проводится фронтальная проверка)

- У кого есть ошибка, то поставьте на полях рядом с заданием «?», если ошибок не было  поставьте знак «+»

  1. Включение в систему знаний

- Подумайте и скажите, чем вам  поможет новое знание, которое вы открыли сегодня на уроке? ( Мы сможем писать грамотно и не допускать ошибок)

- На каких уроках вам может пригодиться это знание?  (На всех)

- А в каких случаях эти знания вам ещё могут пригодиться? Только ли в учебной деятельности вам могут пригодиться эти знания?  (Дети приводят свои примеры)

- Давайте проверим, кто уже может грамотно писать.

Спишите из упражнения №5 предложение, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в этих словах знаки ударения и подчеркните слова с безударными гласными, которые надо проверить. Не забудьте проверить  их.

1 ряд списывает первое предложение, 2 ряд – второе, 3 ряд – третье. Работать будете в парах. Прежде, чем записать, обсудите выбор буквы.

(После выполнения проводится проверка по  образцу).

  1. Рефлексия деятельности на уроке

- Пришла пора завершить нашу работу. О чём мы сегодня говорили на уроке? ( Тема нашего урока   «Безударные и ударные гласные гласные»)

- Какое новое знание вы открыли о безударных гласных? ( Мы узнали, как правильно писать слова с безударными гласными)

- Настало время оценить свою работу на уроке. Откройте свой личный еженедельник первоклассника и найдите сегодняшний урок. Если вы поняли тему урока и можете рассказать о новом знании другим, у вас не было ошибок при выполнении самостоятельной работы, то закрасьте кружок напротив нашего урока зелёным цветом.

Если вы не поняли тему урока и у вас были ошибки при выполнении самостоятельной работы – красным цветом. Если у вас остались вопросы или вы допустили ошибки в самостоятельной работе – жёлтым цветом.

- Поднимите руки, кто закрасил зелёным цветом.

-  А кто  жёлтым?  Почему вы закрасили жёлтым цветом?

- Кто красным? Почему?

- Молодцы те, кто честно оценил свою работу и не побоялся признаться в ошибках. Главное – честно оценить свою работу, чтобы понимать, что вам ещё нужно сделать для улучшения своего результата.

- Спасибо за урок. Завтра мы продолжим тренироваться правильно  обозначать буквой безударные гласные звуки при письме и вы обязательно добьётесь успеха. Пожелайте друг другу удачи.

Комментарии к сценарию:

   Урок прошёл в конце третьей четверти (23.03) 1 класса. На уроке обучающиеся использовали знания и эталоны открытые на занятиях по надпредметному курсу  «Мир деятельности»  (автор Л.Г.Петерсон), так как с 1 класса проходит апробация курса. Конспект урока можно использовать при изучении темы «Безударные гласные в корне слова» по другим программам.

Использованная литература: учебник «Русский язык»  Т.М. Адрианова, В.А. Илюхина (УМК «Планета знаний»).-  АСТ Астрель, Москва, 2015 год; Т.М. Адрианова, В.А. Илюхина «Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык»  Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной» методические рекомендации.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: