Учителям - ветеранам Великой Отечественной войны посвящается.
В Белоярской средней общеобразовательной школе с 1966 года действует музей. Первоначально он именовался «Музей боевой славы». С момента создания музея накопилось немало материала о белоярцах – участников Великой Отечественной войны. К празднованию 70 - летия Победы работники музея озаботились проблемой систематизации материала о воинах – белоярцах. В музее хранятся вспоминания о войне, о работе в тылу, о жизни села в послевоенный период.
Данная работа посвящена учителям, воевавшим в Великой Отечественной войне. Цель работы: систематизировать материалы об учителях Белоярской школы, воевавших в Великой Отечественной войне. Актуальность работы заключается в том, что материал об учителях-ветеранах можно использовать на уроках, классных часах для знакомства учащихся с историей школы, с биографией учителей как в образовательных, так и воспитательных целях. Кроме того, знакомство с материалом повысит престиж профессии учителя и возможно интерес к профессии возрастет в среде учеников.
Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях по краеведению, а также позволят пополнить школьную музейную комнату.
Учителя-ветераны Гольцов В.К., Шекерюк Я.А, Безъязыков С.А.
Выдающейся личностью во всех смыслах был Гольцов Виктор Константинович, житель нашего села Белый Яр, директор Белоярской школы. Виктор Константинович родился 13 января 1923 года. В начале воны жил под Москвой. Из воспоминаний Гольцова В.К.: «Приходилось работать по 12 часов в сутки, в свободное от работы время шел за ружьем и охранял железную дорогу, рыл противотанковые рвы».
Виктор Константинович три месяца учился на курсах истребителей танков. Когда стали набирать десантников, он записался. Имел три прыжка.
Воевать начал на Кавказе в воздушном десанте. Воевал под Новороссийском, на Кубане, в Крыму, под Севастополем. За все время имел пять ранений. Лечился в Кисловодске, в Перми. Видел К.Е. Ворошилова, встречался с маршалом П.П. Василевским.
В.К. Гольцов вспоминал один эпизод: «Шли из Керчи по направлению к Семфирополю танковым десантом. Когда ворвались в Старый Крым, увидели тюрьму. У стен ее горы трупов женщин и детей. Страшное зрелище! Оно вызывало такую ненависть к врагу, что на этом участке фронта немцев в плен не брали. 9 сентября 1943 года началась операция по освобождению Новороссийска. Торпедные катера взорвали заграждения у входа в порт. В разных частях береговой полосы был высажен десант. 14 сентября 1943 Новороссийск снова стал советским».
Виктор Константинович имел награды: Орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа».
После войны Виктор Константинович работал учителем математики в школе, затем стал директором.
В нашей школе работает музей, где хранятся альбомы, составленные учениками о ветеранах. В одном таком альбоме кратко описывается боевой путь Гольцова В.К., а на последней странице красивыми буквами написано пожелание Виктора Константиновича будущим поколениям: «Мы, люди старшего поколения, ваши друзья, говорим: учитесь, чтобы знать, учитесь, чтобы уметь, учитесь, чтобы творить и бороться за то, что близко вашему сердцу и вашей душе. Растите здоровыми и крепкими. Закаляйте себя в спорте, в походах, в труде. Будьте умными, смелыми, отзывчивыми. Становитесь в ряды борцов за народное дело, за мир на земле! Будьте настоящими людьми!»
В должности директора Белоярской школы трудился и Шекерюк Яков Андреевич. Яков Андреевич родился в семье крестьянина. К началу войны закончил 10 классов. В 1943 году в ноябре был призван на службу, которую проходил в 35 – ом учебном полку в городе Красноярске.
С мая 1944 года участвовал в боях в составе Второго Прибалтийского фронта. С ноября 1944 г. Яков Андреевич – курсант Третьего Харьковского танкового училища, которое окончил в декабре 1944 года. Затем служил в должности офицера и демобилизовался по состоянию здоровья.
Боевой путь долгий. 6 месяцев боев по освобождению Псковской области и Латвийской ССР в составе 29-ой отрядной гвардейской танковой бригады, Третьей ударной армии, Второго Прибалтийского фронта.
Можно сказать, что боевой путь Якова Андреевича пролегал по железной дороге Москва-Рига через города: Пустошка, Идрица, Мадона и на Ригу.
Яков Андреевич вспоминает: «Как и всюду, отступая, гитлеровцы разрушили почти всё: здания, дороги, предприятия. Всё превратилось в безжизненную пустыню. Даже население встречалось редко».
Шекерюк Я.А. имел легкое ранение, но не лечился, оставался в строю.
Яков Андреевич имеет следующие награды: Орден славы IV степени, юбилейные медали. С 1946 года работал учителем математики в Белоярской средней школе, работал директором школы.
Учителем – ветеранам Великой Отечественной войны являлся Безъязыков Семен Алексеевич. Родился 27 января 1925 года в Идринском районе Красноярского края в деревне Мигра. Известие о войне застало его в поле. На начало войны Семенй Алексеевичу было 16 лет. На фронт попал в июле 1944 года.
Воевал на Прибалтийском фронте в Курляндской группировке командиром пулеметного взвода 105 полка 77 – ой стрелковой дивизии. За время войны имел два ранения.
После ранения он оказался в Риге на лечении, откуда его перевели на станцию Луза Кировской области. Семен Алексеевич был демобилизован по II группе инвалидности.
После войны до 1982 года работал учителем физики в Белоярской средней школе, занимал должность директора школы.
Семен Алексеевич вспоминал один военный эпизод: «Стоял с пулеметчиком на охране командного пункта. Советские бойцы наступали, немцы старались пробиться через линию фронта в Восточную Пруссию и предприняли контратаку. Пулеметчика ранило, и я сам лег за пулемет».
Семен Алексеевич имел награды: Орден Красной Звезды и несколько юбилейных медалей.
Очень хочется, чтобы память о людях, которые подарили нам жизнь, хранилась еще долгие годы.
Работая над темой, мы поняли, что быть учителем нелегко, здесь работают только влюбленные в свою профессию люди, а учитель никогда не бывает одиноким, он всегда в окружении детей и всегда остается учителем.
В результате изучения документов и фотоматериалов нам открываются удивительные личности: высокообразованные, разносторонние люди внесшие большой вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. И не смотря на то, что им пришлось пройти множество испытаний, их воспоминания о работе удивляют своей искренностью, оптимизмом, неравнодушием к тому, что происходило вокруг.