Приемы организации образовательного процесса на уроке английского языка - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 75
  • Скачиваний: 14

Приемы организации образовательного процесса на уроке английского языка.

Учитель английского языка МБОУ СОШ№6 гБугульмы БМР РТ

Практика показывает, что эффективность любой технологии зависит от умения учителя управлять процессом обучения, развития и формирования ученика.

Педагогическая деятельность лишь наполовину построена, на рациональной технологии. Другая половина её – искусство. Любая технология, метод обучения преломляется через личность педагога, реализующую этот метод.

Именно эти рассуждения лежат в основе моих педагогических требований. В течение всего процесса преподавания английского языка мне приходилось систематически

  • пополнять теоретические знания по своему предмету, а также по педагогике, психологии,
  • изучать и конкретно применять на практике всё многообразие форм и методов учебной и воспитательной работы,
  • находить новые формы оценивания не только предметных достижений, но и уровня развития личности школьника,
  • создавать условия, обеспечивающие максимум успеха в будущей жизни ученикам,
  • совершенствовать педагогическую технику.

Обучение в любом классе начинаю с подробного изучения уровня подготовленности, участников учебного процесса реальных возможностей и желаний.

Знания особенностей интеллектуального и физического развития школьников помогает мне правильно сформировать их учебные цели, выбрать средства, формы и методы обучения. При организации профильного обучения английскому языку исходя из реальных условий для каждого ученика планируются виды деятельности:

  • занятия на уроке;
  • индивидуальные консультации;
  • посещения школы «Абитуриент»;
  • подготовка к олимпиадам.

Все занятия проводятся в соответствии с планами общей для всех и индивидуальной деятельности учащихся. В целях своевременного анализа качества учебного процесса систематически провожу проверку результатов. Для этого создано большое количество разнообразного дидактического материала. При оценке акцентирую внимание, как правило, на положительные итоги.

Понимая, что введение профильного обучения, Единого государственного экзамена требует от преподавателя английского языка не только знакомства учеников с культурой и традициями страны, формирования умений и навыков лексики и грамматики, но и конкретно готовить к будущей профессии, появилась необходимость активно использовать новые технологии обучения.

За 20 летнюю практику работы были разработаны и собственные технологии обучения, которые позволяют не только успешно учить, но и эффективно развивать учащихся в процессе обучения.

Многочисленные исследования, собственный опыт подтвердили гипотезу о том, что системообразующим фактором интеллектуального развития являются понятийные психические процессы. Понимание является важным признаком интеллекта, а также условием его дальнейшего развития. Важно на каждом уроке обеспечить понимание любого изучаемого закона и явления. Повседневная практика работы показала, что при постановке и реализации учебных целей необходимо не просто объяснять учебный материал, а создавать условия для понимания каждым учеником сути рассматриваемых явлений. Все перечисленное становится возможным, как показал опыт, только при умелом использовании различных педагогических технологий. Это технологии, требующие от учителя, умения использовать различные организационные формы, методы обучения.

В современной дидактике разработано много упражнений, контрольных и самостоятельных работ, с помощью которых можно узнать уровень понимания изучаемого, но нет заданий, помогающих ученику усваивать новый материал. Практически к каждой теме мною разработаны такие вопросы, примеры и практические задания, исследовательские работы, которые связывают ранее изучаемый материал с новым. Эти вопросы перед изложением содержания нового материала помогают создать познавательные мотивы, хранить содержания в памяти.

Это не актуализация знаний учащихся перед изучением нового материала, а комплексная подготовка учащихся, включающая в себя повторение старого, создание мотивов, а хорошо запоминать новый материал.

Учитывая, что в процессе обучения каждый ребенок имеет

  • закономерный, устойчивый инвариантный характер интеллектуального отражения,
  • ярко выраженную индивидуальную направленность интеллектуального поведения, учебной деятельности, планирую.

Процесс изучения нового на основе развивающего личностно- ориентированного обучения.

С целью организации личностно – ориентированного обучения в учебный процесс были включены новые организационные формы обучения такие, как:

  • групповые занятия в школе «Абитуриент»;
  • индивидуальные консультации;
  • школа отличников;
  • семинарские занятия – консультации в исследовательских группах.

Создание условий для интеллектуального развития учащихся в ходе организации личностно – ориентированного обучения потребовали изменения структуры традиционного урока.

В ходе уроков нового типа учебный процесс индивидуален. Объем и уровень сложности вновь изучаемого материала соответствует актуальному уровню развития каждого школьника, и, что наиболее важно, приобретение знаний осуществляется через самостоятельную учебную деятельность.

При проведении таких уроков учеником дается подробный план образовательной деятельности, содержащий

  • перечень теоретических вопросов,
  • вопросы и упражнения, позволяющие проверить полноту понимания изучаемого материала,
  • образцы выполнения заданий, ответы на вопросы, для самопроверки учеником, правильности решения,
  • творческие задания, к которым может приступить ученик при хорошем усвоении нового материала.

На уроках нового типа строго определяю объем теоретического материала, который объясняется и объем материала, изучаемого учеником самостоятельно. Как следствие такой организации урока каждый ученик получает индивидуальные домашние задания, вернее, он выбирает их сам в зависимости от усвоенного на уроке.

Практика показала, что занятия нового типа успешны только при комплексном применении традиционных уроков, уроков с применением объяснительно – иллюстративного метода обучения.

Полное использование в учебном процессе различных видов учебной деятельности стало возможным после тщательного их планирования в тематическом плане. В нем указываю не только число часов, затрачиваемых на изучение отдельных тем, но и используемые технологии обучения.

Много внимания уделяю и разработке дидактических приемов и методов, позволяющих включать каждого ученика в активную учебную деятельность. И это главное в моей работе.

Неоднократно убеждаюсь, что источник развития ученика кроется не только в нем самом и в содержании учебного материала, который он изучает, но и в познавательной деятельности. Только в активной деятельности ученик создает сам себя, причем в деятельности интенсивной, напряженной и разнообразной.

Самостоятельная учебная деятельность занимает в процессе преподавания большую часть не только времени на уроке, но и при выполнении домашних заданий при подготовке учащихся к олимпиадам, научно – практическим конференциям, подготовке к поступлению в высшие учебные заведения. Именно индивидуальная подготовка учащихся в соответствии с профилем института помогает успешно сдать экзамены и учиться в нем.

Активная познавательная деятельность, в которую включаются ученики, постепенно перерастает в привычку непрерывно повышать свой профессиональный уровень, обеспечивающий возможность комфортно жить в современном, бурно меняющемся мире.

Разработанная технология индивидуального обучения учащихся, помогающая создать условия для осознанного понимания изучаемого материала, в ходе активной познавательной деятельности способствует как показала многолетняя практика интеллектуальному развитию личности школьника.

Положительным дополнением и этой технологии является использование метода проектов. Именно этот метод делает самостоятельную индивидуальную деятельность учащихся более результативной.

Опыт показал, что организация обучения, способствующая интеллектуальному развитию учащихся наиболее эффективна при составлении для каждого ученика индивидуального плана образовательной деятельности не только на один урок, а навесь период обучения. То есть для каждого ученика разрабатывается индивидуальное образовательная траектория. В индивидуальных планах для каждого ученика:

  • определяется объем и уровень сложности информации;
  • учебная литература (используемые учебники, зарубежные учебники и литература и т.д.);
  • конкретизуется материал, который будет изучаться учеником на уроке и самостоятельно;
  • доводятся примерные контрольные и самостоятельные работы по изучаемым темам;
  • рекомендуется литература и упражнения для подготовки к олимпиадам;
  • сообщаются примерные вопросы, которые могут взять учащиеся для подготовки к научно – практической конференции;
  • даются задания по составлению различных образовательных проектов.

Вся технология обучения и развития школьников по индивидуальным планам дает положительный результат не только при наличии у обучающихся мотивов деятельности, но и при наличии, как со стороны учителя, так и со стороны учеников регулярного анализа результатов работы. В педагогической литературе данное явление называется привычкой к рефлексии, то есть к настоящему самоанализу своих действий. Детей необходимо учить:

  • планировать и выдвигать цели собственной интеллектуальной деятельности,
  • предвосхищать последствия принимаемых решений,
  • оценивать качество собственной интеллектуальной деятельности,
  • выбирать стратегию собственного обучения и изменять её с учетом интеллектуальных возможностей.

Только на основе регулярного анализа причин неудач и успехов, хороших и плохих результатов, сравнения имеющихся умений и навыков с необходимыми для достижения поставленной цели возможны хорошие результаты учебно – воспитательной деятельности.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: