Одной из задач начального образования является задача развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся, т. к. младший школьный возраст — это наиболее благоприятный период развития познавательных процессов. Эта задача реализуется через все предметные области начального общего образования, в том числе и на уроках «Литературного чтения». Одним из них является творческие задания. Цель творческих заданий — повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие у них инициативы.
Чаще всего учителю можно столкнутся с проблемой связанные с затруднениями не умеют выделять и фиксировать нужную информацию, работать самостоятельно с материалом, представленным в разных формах (текст, таблица, диаграмма, схема); анализировать, сопоставлять, обобщать и преобразовывать информацию.
Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся.
Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Данный предмет является универсальным, так как содержание литературного материала позволяет развивать не только функциональную грамотность, обще-учебный навык чтения, умения работать с текстом и пробуждает интерес к чтению художественной литературы, а также развивает креативные и творческие способности учащихся, используя различные методы.
Творческая активность школьника развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях, тем самым развивая ещё и познавательную активность. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные и индивидуальные творческие дела, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
На уроках литературного чтения необходимо активно проводить творческие задания с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Под традиционными приемами творческих работ понимаются такие виды творческих работ, которые разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды.
Традиционные приёмы:
- графическое иллюстрирование;
- словесное иллюстрирование;
- творческий пересказ;
- прогнозированное чтение;
- чтение по ролям;
- сочинение (сочинительство);
- драматизация.
Нетрадиционные виды творческих работ характеризуются следующими признаками:
1. Наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания в новую форму (текста художественного произведения в раскрашенную схему).
2. Выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя);
3. Создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и дает учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста.
Приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников»:
1. Выделять опорные слова из сказки - Сочинение сказки по опорным словам.
2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:
- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?
3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.
Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.
4. «Выворачивание сказки наизнанку». Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.
5. Сочинение сказки по началу или по концу.
6. Создание собственной оригинальной сказки
- Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
- Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона. Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования. Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.
- Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде.
- Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы. Детям нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.
Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Ребёнок должен быть уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, и тогда ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования познавательных интересов личности.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
2. Улучшается успеваемость.
3.Развиваются наблюдательность, мышление, воображение, познавательные способности младших школьников.
4. Возрастает познавательный интерес к изучению предметов.
Я подтверждаю, что развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения остаётся инструментом познания, мышления, успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях, способствует расширению кругозора учащихся, развитию творческой инициативы, формированию любознательности и познавательных интересов.
В заключении хочется отметить, что познавательные универсальные учебные действия - один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально - пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие при организации работы над проектом.