Среда обитания растений - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 185
  • Скачиваний: 15

Познание мира

Дата «___»_______ ____ г                                                                                                            Класс 3- «Б»

(3 четверть)

Урок 35

Тема урока: Среда обитания растений

Цель  урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.

Задачи  урока:

1. Дать учащимся  не только теоретические знания  о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.

2. углубить понятия о среде обитания, её факторах и их влиянии на организмы;

3. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания:   информационно-сообщающий;  объяснительный; инструктивный;   стимулирующий;   побуждающий; ___________________________

Методы учения:  исполнительский;   репродуктивный;  практический;   частично-поисковый;  поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО:

Этапы  и структура урока.

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2.

Сообщение темы и целей урока.

3.

Повторение.

Вопросы знатокам

1. Правда ли, что культурные растения — это растения, которые растут только возле учреждений культуры (библио­тек, домов культуры)?

2. Можно ли назвать капусту, черешню, пырей культур­ными растениями?

3. Какое культурное растение огорода носит название оружия?

4. Как одним словом можно назвать деревья: яблоню, сливу, грушу?

5. Что объединяет в одну группу крыжовник, смородину, малину, ежевику?

6. Что за ягода: горькая, да не рябина, чёрно-лиловая, да не черника? Собирают её не в лесу, не в саду, а на огороде.

7. Что означает слово «помидор»?

8. Какие условия необходимы растениям для роста?

9. Почему сорняки «побеждают» культурные растения, если не пропалывать огород?

10. Почему пырей получил такое название?

Ответы

1. Нет, культурными называют все растения, которые выращивают люди.

2. Нет, капуста и черешня — культурные растения, а пырей — сорное растение. 3. Лук. 4. Фруктовые. 5. Это — ягодные кустарники, которые в садах выращивают люди. 6. Баклажан. 7. «Золотое яблоко». 8. Свет, тепло, вода, воздух и питательные вещества. 9. У сорняков мощные кор­ни, которые у культурных растений перехватывают воду и питательные вещества. Кроме того, сорняки затеняют культурные растения. 10. Ког­да-то в русском языке в ходу было слово «пырять» — пихать. От него и произошло название растения — пырей. Пырей «пихается» могучими корневищами, которые теснят корни культурных растений.

Вопросы знатокам

1. По каким признакам на большом расстоянии можно отличить сосну от ели?

2. На каком году созревают шишки у сосны и ели?

3. Что находится в шишках сосны и ели?

4. В какое время бывает хвоепад у ели?

5. Древесина какого дерева используется в кораблестро­ении?

6. Из какого дерева делали свои скрипки знаменитые мас­тера Страдивари, Амати, Гварнери?

7. Из цветов какого лиственного дерева пчёлы приготав­ливают самый вкусный мёд?

8. У какого дерева самые мелкие орешки в мире?

9. Почему говорят: «Дрожит, как осиновый лист»?

10. Чем кустарники отличаются от деревьев?

Ответы:

1. По форме кроны. 2. У сосны после опыления на второй год, у ели — в первый. 3. Семена. 4. Ранней весной. 5. Сосны. 6. Из ели. 7. Из цветов липы. 8. У ольхи. Двести семян-орешков ольхи весят всего один грамм. 9. Листья осины имеют очень длинные черешки, легко дрожат от малей­шего ветерка. 10. У деревьев один древесный стебель — ствол, а у кустар­ников несколько одревесневших стеблей-стволиков.

4.

Знакомство с новой темой.

Обратите внимание на иллюстрации на доске. Назовите, что вы видите.

Даны следующие иллюстрации: морская капуста, мох сфагнум, лесной папоротник, сосна, ель, ромашка, малина, береза и т.д.

Учащиеся перечисляют названия растений

Как можно назвать все эти иллюстрации одним словом? (растения)

Подумайте и каждый пальчиками покажите, на сколько групп можно разделить эти растения.

Учащиеся показывают пальчиками 2,3,4,5

Сколько вопросов я вам задала? (один)

А сколько ответов на этот вопрос мы получили? (много)

Чему вы удивились? (что вопрос один, а ответов на него много)

Какой вопрос у вас возникает?

(Почему одни и те же растения можно разделить на разное количество групп?)

Давайте поразмышляем над этим вопросом

Поиск решения

Поднимите руки, кто разделил эти растения на 2 группы.

Расскажите, по какому признаку вы это сделали (Растения можно разделить на 2 группы: культурные – малина и дикорастущие – все остальные. За культурными ухаживает человек, дикорастущие растут сами).

Учитель оформляет первую версию на доске в виде схемы:

Поднимите руки, кто разделил эти растения на три группы.

Расскажите, по какому признаку вы это сделали (Деревья – береза, ель; кустарники – малина; травы – ромашка, папоротник, а мох и морская капуста не входят ни в одну из этих групп. Главный признак, по которому мы определили это высота растений или ярусность)

Учитель оформляет вторую версию на доске:

Теперь поднимите руки те, у кого другие версии деления растений

Расскажите про свои версии (Растения можно разделить на две группы по признаку – среда обитания: вода или суша)

Учитель оформляет третью версию на доске

(Растения можно разделить на пять групп по среде обитания: в саду, в лесу, на лугу, в воде, в огороде)

Учитель оформляет четвертую версию на доске:

Ребусы

1. Смородина. 2. Капуста. 3. Горох. 4. Свёкла. 5. Малина. 6. Груша.

1. Липа. 2. Берёза. 3. Дуб. 4. Лещина. 5. Ель. 6. Сосна.

5.

Итог урока.

Рефлексия.

Вы потрудились хорошо. Кто на славу потрудился, получает «5».

Домашнее задание.

стр 90-94 – читать и выполнять задания

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: