1.Индивидуальная форма деятельности
Индивидуальной формой деятельности на уроке называется такой способ организации работы, если перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель как сугубо индивидуальная, личная цель деятельности.
Если учащиеся выполняют одинаковые задания, то такую индивидуальную форму деятельности можно назвать единой, а если дифференцированные, то дифференцированной.
В основе формы деятельности лежит самостоятельная индивидуальная деятельность каждого учащегося, реализующего отношение «деятельность учителя -деятельностью ученика».
Основная функция учителя - контроль за деятельностью учащихся и организация их самостоятельной работы. Учитель использует все виды помощи в зависимости от целей индивидуальной работы, от характера заданий, от индивидуальных особенностей каждого. Степень самостоятельности учащихся наивысшая. Каждый ученик сам руководит выполнением своего задания, действия учащихся изолированы как от действий учителя, так и от действий других учащихся.
Если говорить о моей практике организации индивидуальной работы, то я ее применяю, начиная с 5 класса. Как только с классом налажен контакт, следует входная диагностическая работа, которую ребята выполняют индивидуально. Далее на различных этапах урока стараюсь организовывать контроль знаний в ходе самостоятельной работы. Применять групповую работу нет возможности , малое количество детей, а заниматься индивидуальной деятельностью – это реально.
Материалы для работы подбираются с учетом возможностей ребят. Это и тесты, и карточки, и задачи на рисунках, математические загадки, расшифровки слов и предложений, с учетом вычислений. То есть все то, что может заинтересовать ребенка в 5-7 классах и обучить в результате индивидуальной деятельности. А еще мотивирует и дисциплинирует учащегося работа в индивидуальной карте. Это и смена деятельности, и интерес, и ответственность. Составление таких карт трудоемкая работа, но она дает свой результат.
2. Индивидуальная работа при подготовке к ГИА.
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. Подготовка к выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько мы грамотно построим его, зависит наш результат.
Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы. Поэтому для подготовки к ГИА у меня сложилась определенная система подготовки обучающихся к итоговой аттестации.
Для учащихся 9-11 классов провожу групповые и индивидуальные консультации после уроков в строго определённое время. Эти консультации охватывают как сильных обучающихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Разбираем демонстрационный вариант и варианты прошлых лет. Знакомлю с системой оценивания, даю советы по организации работы над тестом.
В течение года провожу неоднократно тренировочные, репетиционные работы. Работы беру с официального сайта СТАТГРАД, где работы максимально приближены к новым стандартам и использую сайт «Решу ЕГЭ». Стараюсь создать реальные условия проведения ЕГЭ. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
Так же для подготовки к ЕГЭ важную роль играют индивидуальные консультации для слабых и сильных, которые провожу еженедельно. Вся эта система работы как на уроках, так и внеурочное время помогает моим учащимся получать хорошие результаты на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ.
Коротко расскажу ещё о некоторых факторах успешности на ОГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме сжато и конкретно так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом.
Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов. Работая с КИМами с 5 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач. У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации.
Второе полугодие, особенно четвёртую четверть в 9, 11 классах посвящаю переходу к КИМам, учу ребят оценивать итоги работы в целом
С самого начала подготовки к экзамену каждый учащийся помимо моего контроля, ведет индивидуальный самоконтроль в карте диагностики, в которой отмечает все свои успехи и пробелы в знаниях. Помимо этого есть еще и контроль со стороны родителей – просмотр карты диагностики и роспись, росписи в каждом варианте в сборнике КИМов., родительские собрания.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это, конечно, титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации.